Содержание
-
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения.
Урок русского языка 9 класс Автор:АверкинаА.И.,учитель русского языка и литературы МБОУ «Ковылкинская СОШ№3»
-
Цели урока:
Знать: -правила постановки двоеточия в БСП, -сферу употребления БСП. Уметь: -выяснять смысловые отношения в БСП, -расставлять знаки препинания в БСП, составлять схемы.
-
План урока:
Повторение теоретического материала; Проверка домашнего задания; Объяснение новой темы (работа с учебником, составление опорного конспекта); Закрепление темы: синтаксический и пунктуационный анализ БСП, Самостоятельная работа (подготовка к ГИА); Домашнее задание. Итоги урока.
-
Эпиграф
Есть имена, как солнце! Имена — Как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена! (И.Северянин) В.А. Тропинин. "Портрет Пушкина" 1827 г.
-
Повторение теоретического материала
Ответить на вопросы: Какие существуют типы сложных предложений? Чем отличаются БСП от других видов сложных предложений? Какие знаки препинания употребляются в БСП? От чего зависит выбор знаков препинания в БСП? Чем характеризуются БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий? (интонация, знаки препинания). Когда в таком предложении ставится запятая? Когда в таком предложении ставится точка с запятой?
-
Проверка домашнего задания
Приведите в качестве примеров из домашнего упражнения (упр. 264 или из самостоятельно выписанных предложений) БСП, в которых ставится запятая; точка с запятой.
-
А.С.Пушкин говорил о знаках препинания:
«Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина" 1827 г.
-
Работа с учебникомОтветить на вопросы:
Какими смысловыми особенностями характеризуются БСП со значением причины, пояснения, дополнения? Какими интонационными особенностями характеризуются такие БСП? Каков основной знак препинания в таких БСП? С чем соотносимы БСП со значением причины, пояснения, дополнения?
-
Объяснение новой темы
Печален я (по какой причине?): со мною друга нет. Печален я(по какой причине?), потому что со мною друга нет. :значение причины ( потому что, так как, ибо)
-
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. Собака была славная: (а какая именно?) уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. :значение пояснения (а какая именно?)
-
Я понимал: выручить нас может только случайность. Я понимал, (что?) что выручить нас может только случайность. : значение дополнения (что)
-
Алгоритм анализа БСП:
Найти грамматические основы определить интонацию и смысловые отношения между частями БСП; поставить необходимый знак препинания; построить схему БСП.
-
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений
Не спится няня здесь так душно! (А.С.Пушкин)
-
Самопроверка
Не спится, няня: здесь так душно! ,
-
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений
Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
-
Самопроверка
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. и , и
-
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений
Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил её в руках разбойников.
-
Самопроверка
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил её в руках разбойников.
-
Самостоятельная работа. Подготовка к ГИА Соединить стрелками соответствие.
-
Самостоятельная работа. Подготовка к ГИА Соединить стрелками соответствие. Проверка.
-
Подведение итогов урока
В БСП со значением….........., ставится двоеточие, опорное слово ………..
-
В БСП со значением причины, ставится двоеточие, опорные слова потому что, так как, ибо.
-
В БСП со значением….........., ставится двоеточие, опорное слово ………..
-
В БСП со значением пояснения, ставится двоеточие, опорное слово а именно.
-
В БСП со значением….........., ставится двоеточие, опорное слово ………..
-
В БСП со значением дополнения, ставится двоеточие, опорное слово что.
-
Рефлексия
Интересно ли вам было на уроке? Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей урока? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения? Над чем надо еще поработать?
-
Домашнее задание
§ 32, опорный конспект. Упражнение №271 или выписать из произведений художественной литературы 8 предложений с двоеточием в БСП.
-
Спасибо за работу!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.