Содержание
-
Нарушения речи
-
Содержание
- Классификация речевых нарушений
- Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации
- Нарушение устной речи
- Нарушение письменной речи
- Психолого-педагогическая классификации
- Заключение
- Глоссайд
-
Классификация речевых нарушений
На начальных этапах своего становления логопедия не располагала собственной классификацией и даже не ставила вопроса о необходимости ее разработки, так как находилась под большим влиянием успехов европейской медицины в области изучения речевых расстройств и опиралась на сложившиеся в ней к концу XIX- началу XXв. классификации. Современная классификация включает в себя: Клинико–педагогическую и Психолог –педагогическую классификацию
-
Виды речевых нарушений
- Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации (Хвайцев, Правдина, Рау )
- Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы взависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная
-
Нарушения устной речи
Нарушение устной речи могут быть разделены на два типа:
- фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи.
- структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.
-
Расстройства фонационного оформления высказывания
Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:
- Голосообразования
- Темпо - ритмической организации высказывания
- Интонационно-мелодической
- Звукопроизносительной организации
-
- Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в любых комбинациях в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначений которых существуют традиционно закрепившиеся термины:
- Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
- Брадилалия (брадифразия) - патологически замедленный темп речи
- вследствии замедленной реализации артикулярной речевой программы.
- Тахилалия - патологически ускоренный темп речи в следствии ускоренной реализации речевой артикуляторной программы.
-
- Заикание (Логоневроз - боязнь речи) -нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
- Дислалия - нарушение звуко произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
- Ринолалия - нарушения тембра голоса и звуко произношения,обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевог аппарата.
- Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
- Анартрия - невозможность осуществлять звуковую реализацию речи.
-
Нарушения структурно-семантическогооформления высказывания
- Нарушения структурно-семантического (внутренного) оформления высказывания представлены двумя видами речевых нарушений: алалией и афазией.
- Алалия (дисфразия, афазия развития) - отсутствие или недоразвитие речи вследствие оргапоражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
- Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
-
Нарушение письменной речи
Подразделяются на 2 группы:
- При продуктивного вида отмечаются расстройства письма
- При нарушении рецептивной письменной деятельности - расстройства чтения.
-
Расстройства письма (продуктивного вида)
- Дисграфия – нестойкость оптика - пространственного образа буквы, смещение, пропуск букв, искажения звука – слогового состава слова и структуры предложений.
- Аграфия – несформированность письма в ходе обучения.
-
Расстройства чтения (рецептивного вида речи)
- Дислексия – частичное специфическое нарушение чтения.
- Аллексия– неспособность овладеть чтением в процессе обучение
-
Психолого – педагогическая классификация
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.
-
Психолого–педагогическая классификация подразделяется на 2 группы
- Группа - Нарушение средств общения (ФФН и ОНР)
- Фонетико – фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
- При фонематических нарушениях следует развивать речевой и фонетический слух.
- При фонетических нарушениях проводят работу по коррекции нарушений артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторике.
-
В зависимости от нарушаемых звуков различают:
- Фонематические нарушение свистящих и не свистящих звуков - сигматизмы. Фонетические нарушение - параситизмы
- Фонетические нарушения звуков л, л' .
- Фонетические нарушение звуков р, р'- ротацизмы, пароротацизмы
- Фонетическое нарушение звука й – йотацизмы, парайотацизмы
- Дефекты смягчения – все звуки как мягкие
- Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
- Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушены все компоненты речи относящиеся к звуковой и смысловой стороне
-
Группа Нарушения в применении средств общения,куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
-
Заключение
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения чтения и письма. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развития которых тесно связанно с речью.
-
Глоссайд
О.В. Правдина, «Логопедия» Москва 1937г 2) Л.С. Волкова, «Логопедия» Москва 1989 г. 3) М.Е. Хватцев, «Логопедия» Москва 1959 г.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.