Содержание
-
Проектная работа «Роль педагога в профилактике и коррекции расстройств речи у детей» Ростов-на-Дону 2010г. Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное агентство по образованию ЮФУ Педагогический институт Выполнила студентка Факультета педагогики и Практической психологии Луговик С.В.
-
Цели и задачи проекта Цели: Расширить и систематизировать знания о роли педагога в профилактике и коррекции расстройств речи у детей. Собрать игры и упражнения по развитию речи, подготовка презентации по данной теме. Задачи: Поиск и анализ информационного материала, сопровождаемого играми и упражнениями обеспечивающими системность знаний. Выявление основных направлений педагогической помощи детям с речевыми нарушениями. Подбор игр и упражнений классифицируя их по виду деятельности.
-
Актуальность В последние годы наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, в том числе, и в речевом развитии. Если в 80-90-е годы около 30% старших дошкольников и 5-7% младших школьников имели различные речевые нарушения, то теперь эти цифры многократно возрастают. К тому же из детей-шестилеток, ежегодно направляемых в логопедические группы, в среднем 90% имеют ярко выраженную эмоциональную неустойчивость. Из них у 80% узкий диапазон эмоциональной выносливости, они не могут воспроизвести свои действия перед зрителями; 73% испытывают неуверенность во всем, что делают; 47% - неустойчивость и быстрые переходы в негативных эмоциях: страха в гнев, ревность в зависть. Почти для всех них характерна чрезмерная чувствительность, повышенная реактивность на замечания взрослых. Нарушения речи могут повлечь за собой вторичные психические наслоения, и исправлять это намного сложнее и длительнее.
-
Существуют 2 классификации речевых нарушений - клинико-педагогическая - психолого-педагогическая Все виды речевых нарушений в клинико- педагогической классификации делят на 2 группы: Нарушения устной речи. Нарушения письменной речи.
-
1. Нарушения устной речи. а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса, брадилалия – патологически замедленный темп речи, тахилалия - патологически ускоренный темп речи, заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченность органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками) речевого аппарата, ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
-
б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
-
2. Нарушения письменной речи: а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения, б) дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма.
-
Психолого-педагогическая классификация. Нарушение средств общения: а) фонетико-фонематическое недоразвитие речи, б) общее недоразвитие речи. Нарушение в применении средств общения: а) заикание, б) проявление речевого негативизма и др.
-
Основные направления педагогической помощи детям с речевыми нарушениями. Развитие познавательной деятельности. 2. Развитие речи: - развитие понимания обращенной речи; - развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций); - развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения); - развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика); - работа над дыханием и голосом; - работа над темпом и ритмом речи.
-
3. Логоритмика. 4. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности. 5. Формирование математических представлений. 6. Подготовка к обучению грамоте. 7. Физическое развитие. 8. Эстетическое воспитание. 9. Социальная адаптация: формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками, формирование представлений о самом себе.
-
Цель работы педагога по развитию речи детей.
-
Вся работа по развитию речи должна проводиться под доступным и понятным детям девизом: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб всем было понятно.
-
Элементы которые включают в себя занятия по развитию речи
-
-
1. Упражнение на развитие общих движений 2. Упражнения на развитие внимания и памяти. Развитие слухового внимания. 3. Упражнение на развитие речевого внимания 4. Упражнения на развитие чувства ритма. Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа. 5. Упражнения на развитие мелкой моторики. Пассивная гимнастика (массаж)
-
Пальчиковые игры Потешки для мелкой моторики Упражнения на развитие речевого дыхания Упражнения на развитие силы голоса Упражнение на развитие просодии Упражнения на координацию речи с движением Упражнения на развитие речевых и мимических движений
-
Список используемой литературы: «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» В.К.Воробьёва – Астрель, 2005г. «Возрастная фонетика» Е.Н.Винарская, Г.М.Богомазова - Астрель, 2005г. «Упражнения на развитие речи для подготовки ребёнка к школе» Л.Г.Парамонова – Аквариум, 2005г. «Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков» И.Е.Ермакова – Просвещение, 1984г. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей» Е.С.Алмазова Просвещение, 1973г. Материалы сайтов: http://www.invalid-detstva.ru/nar_rech.php/nar_rech.php «Особый ребёнок» http://www.solnet.ee/parents/log_49.html Детский портал «Солнышко»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.