Содержание
-
Основы логопедии
консультация для воспитателей детского сада компенсирующего вида
-
Логопедия как наука Логопедия- это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением
различных нарушений ( недостатков, дефектов, расстройств ) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих при помощи специалистов.«логос»- слово «пайдео» -воспитываю
-
Логопедия изучает:
- Нарушение звукопроизношения ( дислалия, дизартрия)
- Полное отсутствие речи у детей с последующим её аномальным развитием ( алалия)
- Утрата уже имевшейся речи ( афазия)
- Расстройство голоса
- Расстройство темпа и ритма речи ( заикание, ускоренная или замедленная речь)
- Нарушение письма ( дисграфия)
- Нарушение чтения ( дислексия)
- Нарушение счёта ( дискалькулия)
-
Причины нарушений речи:
ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ :
-наследственность ;
-вредные профессиональные условия матери;
-наркомания, алкоголизм, курение
-искусственное прерывание предыдущих беременностей и т.д.
ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РАННЕГО ПЕРОИДА РАЗВИТИЯ:
Пренатальный пеиод:
Токсикозы в период беременности;
-острые и хронические заболевания матери;
-резус-конфликт;
-вредные профессиональные условия;
- наркомания, алкоголизм, курение ;
-ушибы и падения,стрессовые ситуации и т.д
Натальный период:
-неблагополучные роды;
-применение средств родовспоможения
Постнатальный период:
-травмы головы;
-воспалительные заболевания головного мозга;
-применение некоторых лекарственных средств;
-дефекты речи окружающих;
-педагогическая запущенность.
-
Нарушение речи:
Психолого-педагогическая классификация:
Общее недоразвитие речи ( ОНР)
Р.Е. Левина в 1968 году выделяет 3 уровня:
I уровень: полное или почти полное отсутствие словесно-фонематического общения в возрасте 5-6 лет;
II уровень: использование простых нераспространённых предложений, некоторое улучшение понимания речи; тотальное нарушение звукопроизношения ( 16-20 звуков)
III уровень: развита обиходная речь, ошибки в лексико- грамматическом строе речи, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ( ФФНР)
Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем .
Нарушение произношения отдельных звуков ( НПОЗ)
Задержка речевого развития ( ЗРР)
-
КЛИНИКО-педагогическая классификация:
ДИЗАРТРИЯ –это такое расстройство звукопроизношения, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанное с этим нарушение иннервации речевых мышц и сопутствует этому нарушение голоса, темпа и ритма речи, интонационной выразительности речи, дыхания.
ДИСЛАЛИЯ - это такое расстройство звукопроизношения, которое не связано с органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора .
Д И С Л А Л ИЯ
Механическая( отклонение в строении речевого Функциональная ( нет органического
Аппарата-аномалии в строении зубов, языка, губ, поражения в центральном отделе
Тв. и мягкого нёба,челюсти) головного мозга, имеются нейродинамическиесдвиги,т.е.нет правильного торможения и возбуждения.
Алалия-это полное отсутствие или глубокое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением или недоразвитием речевых зон коры головного мозга, наступившим в период до формирования речи.
АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ) СЕНСОРНАЯ (ИМПРЕССИВНАЯ) СЕНСОМОТОРНАЯ
ЗАИКАНИЕ -это нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи.НЕВРОТИЧЕСКОЕ НЕВРОЗОПОДОБНОЕ
-
МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:
Логопедическое воздействие - это педагогический процесс , в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания.
Особенности логопедического воздействия:
-дифференцированный характер на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; учитываются уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорики и моторики;
-в процессе логопедического воздействия большое место занимает коррекция личности в целом, учитываются особенности формирования личности детей с различными формами речевых расстройств;
-воздействие на ребёнка с речевыми нарушениями связывается с нормализацией социальных контактов ;
-для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, воспитателя и семьи.
-
-
Совместные формы работы логопеда и воспитателя
Успех коррекционно-логопедической работы во многом зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателя и родителей.
Система работы направлена на коррекцию дефектов речи во всех видах деятельности. Коррекционная работа воспитателя включает в себя:
-проведение артикуляционной гимнастики;
-развитие мелкой и общей моторики;
-развитие грамматического строя речи;
-развитие импрессивного и экспрессивного словаря;
-развитие связной речи;
-развитие фонематического слуха навыков простого и сложного фонематического анализа;
-автоматизация звукопроизношения;
-формирование речевого дыхания и интонационной выразительности речи.
-
Артикуляционная гимнастика
Это специальные артикуляционные упражнения, направленные на укрепление
( или расслабление) мышц языка, щёк, губ, мягкого нёба.
Проводится перед зеркалом, под счёт. Удержание позы- в зависимости от возраста( 5-7).
Развитие моторики
Исследователями доказана взаимосвязь между развитием моторики и уровнем развития речи.
Формирование моторики происходит во всех видах деятельности детей и во время специальных упражнений: обводка, штриховка, работа с клеткой, ножницами, рисование, лепка, конструирование, подвижные игры, речь с движением и по заданию логопеда.
Развитие грамматического строя речи
- происходит в ходе коррекционной работы : формируются функции словоизменения и словообразования .
- Формирование экспрессивного и имперссивного словаря, развитие связной речи
- проводится во время режимных моментов, совместной и самостоятельной деятельности.
-
Развитие фонематического слуха и фонематических процессов необходимо для формирования
предпосылок к обучению грамоте, автоматизации звукопроизношения и коррекции звукослоговой структуры речи.Автоматизация звукопроизношенияпроводится по заданию логопеда, а на этапе автоматизации в предложении и связной речи- во течение дня, во всех видах деятельности.
Формирование речевого дыхания и интонационной выразительности речи необходимы для коррекции нарушений дыхания и голоса ; развития слухомоторных дифференцировок.
-
Мозговая организация речи
Основные речевые центры расположены в левом полушарии. Однако правое тоже вовлекается в речевую функцию.
При поражении правого полушария страдают интонационные компоненты речи, нелингвистические компоненты речи — интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска.
Правое полушарие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербального материала.
- ЛОБНАЯ
- ТЕМЕННАЯ
- ВИСОЧНАЯ
- ЗАТЫЛОЧНАЯ
-
Речь, согласно современным представлениям, — системный процесс, происходящий с участием различных отделов мозга.
Мозговая организация — системная организация структур мозга, участвующих в реализации речевой деятельности.
- ЦЕНТР ВЕРНИКЕ - ЦЕНТР ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
- ЦЕНТР ВОСПРОИЗВОДСТВА РЕЧИ- ЦЕНТР БРОКА
Работами А.Р. Лурия было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.
ЛОБНЫЕ ОТДЕЛЫ- с ними связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний. Роль лобной коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную форму. При лобном синдроме (повреждение лобных областей) отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (речевая инициатива). Больные в диалоге ограничиваются пассивными и односложными повторениями.
Дополнительная моторная область, расположенная кпереди от центральной (Роландовой) борозды является частью лобных долей мозга. При поражении этой области нарушается ритм речи, интонация. Существенно страдает грамматический порядок слов — больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов. Эти нарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь.
Вторичные отделы слуховой коры левого полушария воспринимают элементарные коды слов — фонемы. Различение фонем (фонемический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.