Содержание
-
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка – детский сад № 37муниципальное образование Абинский район Флексагоны как средство развития речи детей в логопедической практике ДОО
Галинская Вера Андреевна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР – детский сад № 37
-
В процессе логопедической практики с дошкольниками мы заметили, что на фоне современных компьютерных игр классические методы и приемы по коррекции речи не всегда эффективны, а иногда уже и не интересны детям. Поэтому в рамках введения ФГОС ДО, нужны более инновационные средства для поддержания интереса к образовательной деятельности. Подбирая для этой цели различные игры и упражнения, нас заинтересовали флексагоны, которые изначально использовались как головоломки и средство для математического потенциала дошкольников. Мы решили развить тему флексагонов именно в русле речевого развития дошкольников.
-
Флексагон – одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы. При правильной сборке флексагон содержит скрытые поверхности. Первый флексагон был открыт случайно в 1939 г. английским студентом Артуром Стоуном. Флексагоны как математическое средство достаточно широко применяются в работе со школьниками, чем с детьми дошкольного возраста.
-
Использование флексагонов в настоящее время является актуальным, так как, на наш взгляд, это новое инновационное средство, представляющее широкий развивающий потенциал в логопедической практике ДОУ. Первые флексагоны были предложены детям в 2011 году в рамках работы логопедического пункта ДОУ. На начальных этапах работа с флексагонами не представляла систему, но по мере их использования мы заметили, что детям интересно, они проявляют желание ими играть.
-
-
- объяснение хода и правил игры; - показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, показ манипулирования флексагоном); - определение роли педагога в игре: участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); - подведение итогов игры.
-
Игры с флексагонами основываются на самостоятельной речевой и практической активности детей, поисковых, наводящих вопросах педагога. Работая в данном направлении мы придерживались принципов ФГОС дошкольного образования: - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддерживание инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество с семьей; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
-
Информационно-практико-ориентированный проект «Удивительный мир флексагонов»
Знакомство с флексагонами
-
Оформление первых флексагонов
-
Изготовление тритетрафлексагонов
-
-
Базой для формирования представляемого педагогического опыта стали дети логопедической группы № 10 в количестве 13 человек с общим недоразвитием речи третьего уровня в сентябре 2014 г. и 15 человек с сентября по декабрь 2015 г.
-
Для того чтобы отследить результативность данной работы, было проведено два обследования: одно в начале проекта, второе - по его завершению. Состояние речевых и неречевых функций детей диагностировалось по речевым картам, которые разработаны на основе методики обследования детей с ОНР Нищевой Н.В. По итогам обследования и промежуточным результатам диагностики детей, на основании графиков динамики развития речи каждого ребенка, были построены диаграммы состояния развития речи всей группы.
-
-
-
Диаграмма развития лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения и мелкой моторики в сентябре 2014 г.
-
Диаграмма развития лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения и мелкой моторики в декабре 2015 г.
-
-
Авторские игры решают следующие задачи: - развивать функции словообразования и словоизменения; - обогащать и активизировать словарь по различным лексическим темам; - учить обобщать и классифицировать предметы; - упражнять составлять и распространять предложения; - учить составлять описательный рассказ, рассказ по сюжетной картинке; - упражнять в звуко-слоговом анализе слов; - автоматизировать поставленные звуки; - развивать мелкую моторику; - развивать зрительное восприятие; - развивать ориентировку в пространстве; - развивать логическое мышление.
-
Игры на развитие словаря, грамматического строя и связной речи ГексафлексагоныИгры «Назови предметы по лексическим темам», «Посчитай»
-
Игры «Назови ласково» «Соберем урожай» «Один – много» «Овощ или фрукт?» «Кто где живет» «Какой сок?» «Кто чем питается?» «Назови ласково»
-
Игры «Что в лесу растет?», «Посчитай»«Раз малинка, два малинка»«Чего много?»
-
Игра «Чей хвост? Флексагон Чья голова?» «Насекомые»
-
Игра «Маша, Миша и облачко» Игра «Сколько?»
-
Игра «Посчитай»
-
Тритетрафлексагоны на темы «Фрукты», «Деревья», «Осень».
-
Открытки-флексагоны«Времена года»
-
Открытка –флексагон «В лесу»
-
Открытки-флексагоны по познавательному развитию
-
Игра «Придумай историю»
-
Флексагоны по автоматизации звуков, развитию фонематического восприятия и звукового анализа
-
Игры «Мы со звуками играем и слова называем»- Игры «Назови первый звук в слове» (гласные, согласные звуки)- Игра «Определи место звука «К», «К», «Т», «Т’» в слове» - Игры «Назови первый и последний звук в слове», «Назови картинку на звук…», «Подели слова на слоги»,
-
Игры с тритетрафлексагонами, направленные на развитие высших психических функций: памяти, внимания, логического мышления.
Игра «Сравни картинки» Игра «Что сначала, что потом» Игра «Найди одинаковые предметы» Игра «Какой из четырех предметов лишний?»
-
Флексагоны на развитие зрительного восприятия
Игры с тригексафлексагонами «Собери картинку» « Узнай предмет по контуру»
-
Открытки-флексагоны «Узнай предмет по контуру».
-
Заучивание стихов по мнемотаблицам
-
Мастер-классдля педагогов
-
Мастер-класс для родителей
-
Флексагоны, изготовленные родителями
-
-
Проведя целенаправленную, систематическую и планомерную работу по внедрению флексагонов в логопедическую практику с детьми дошкольного возраста с ОНР, мы убедились, что флексагон – новое дополнительное средство имеющее многоплановый развивающий характер.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.