Презентация на тему "Формирование кинестетических ощущений и тонкой моторики пальцев рук у детей с ЗПР"

Презентация: Формирование кинестетических ощущений и тонкой моторики пальцев рук у детей с ЗПР
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.19 Мб). Тема: "Формирование кинестетических ощущений и тонкой моторики пальцев рук у детей с ЗПР". Предмет: русский язык. 19 слайдов. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование кинестетических ощущений и тонкой моторики пальцев рук у детей с ЗПР
    Слайд 1

    Формирование кинестетических ощущений и тонкой моторики пальцев рук у детей с ЗПР

    Зайцева Елена Юрьевна учитель-логопед МБСКОУ начальная школа-детский сад № 32 г.Коломна Московской области

  • Слайд 2

    «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А. Сухомлинский «Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» И. А. Бернштейн

  • Слайд 3

    Кинестетические ощущения (от греч. Kineo - двигаюсь и aesthesis - ощущение) - это ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в процессе движения и вне его. Данный вид ощущений возникает в результате раздра-жения специальных рецепторных образований (проприорецепторов), расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Именно они дают информацию о движении и положении тела в пространстве. Роль кинестетических ощущений в психической деятельности была выделена еще И.М. Сеченовым, который считал, что мышечное чувство является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления.

  • Слайд 4

    Особенности нарушений тонкой моторики рук у детей с ЗПР Страдает техника движения и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация) Выявляются недостатки психомоторики Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании Затруднено формирование графомоторных навыков Лубовский В.И. в своих работах отмечал, что нарушение целенаправленности и произвольности движений и действий у детей с ЗПР связано также с незрелостью регулирующей функции речи. Для детей с ЗПР необходима регулярная работа по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

  • Слайд 5

    Диагностика развития тонкой моторики рук у детей Диагностика кинестетического праксиса: Выполнение по зрительному образцу: • соединить 1 и 2 пальцы в кольцо – "O-KEY" • пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – "зайчик" • пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты – "коза-дереза" То же левой рукой. Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу", открыть глаза – повтор движений. Перенос позы с выключением зрительного анализатора: Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

  • Слайд 6

    Диагностика развития тонкой моторики рук у детей II. Диагностика динамического праксиса:  «Ладонь – кулак - ребро» (сначала правая, потом левая рука) «Петушок» - «Вилка» или «Заяц» - «Флажок» (упражнение заключается в быстрой смене фигурок) Графические пробы:– зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу. – заборчик – дом – башня (зубчик-заборчик) Реципрокная координация Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

  • Слайд 7

    Формирование кинестетической основы движений пальцев рук Примеры упражнений по развитию кинестетических ощущений двигательного акта: Кисть правой руки сжата в кулак, стоит на ребре ладони, указательный палец вытянут вперед. Кисть левой руки спокойно лежит на столе (аналогичным образом проводится упражнение с кистью левой руки, затем указанное положение придается обеим кистям). Сцепить указательные пальцы обеих рук, остальные пальцы сжать в кулак. Сжатая в кулак кисть правой руки стоит на ребре ладони, развести сомкнутые пальцы до образования “колодца” (круглого отверстия). Затем упражнение выполняется пальцами левой руки и одновременно обеими руками. Кисть правой руки лежит на столе ладонями вниз с разведенными пальцами. Указательный палец кладется на средний (аналогичным образом упражнение выполняется пальцами левой руки и одновременно пальцами обеих рук). Выполнить образец положения рук логопеда с закрытыми глазами. Работа проводится с использованием экрана для исключения зрительного контроля за положением рук.

  • Слайд 8

    Виды деятельности, развивающие тонкую моторику пальцев рук Массаж и самомассаж Пальчиковая гимнастика Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) Ручной труд (изготовление поделок (из бумаги и папье-маше, картонок, ниток и природного материала), макраме – плетение из толстых ниток, бисероплетение; вышивание, шитье, вязание, пришивание пуговиц, выжигание) Игры-манипуляции с различными предметами (собирание пирамидки, матрешки, конструктора, мозаики; игры – шнуровки; расстегивание и застегивание пуговиц разных размеров, липучек, молний, ремешков, кнопок, крючков, манипуляции с небольшими предметами и игрушками) Пальчиковый театр

  • Слайд 9

    Массаж и самомассаж Приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание. Три комплекса упражнений самомассажа (на основе рекомендаций А.А. Бирюкова): самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук. При самомассаже используются упражнения с грецкими орехами, разноцветными прищепками, массажными мячиками, шестигранными карандашами.

  • Слайд 10

    Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует: нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку. Горох Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.   В миску насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили.

  • Слайд 11

    Массаж пальцев рук с мячиком «Су-джок» Сказка «Ежик»   Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (шарик между ладошками) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам) Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

  • Слайд 12

    Пальчиковая гимнастика с предметами Игры с прищепками Дети становятся в круг и с помощью прищепок передают друг другу платочек

  • Слайд 13

    Игры со счетными палочками Из спичек или счетных палочек выкладываются различные фигуры и рисунки по образцу

  • Слайд 14

    Игры с карандашами Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами и т.д. Взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5.

  • Слайд 15

    Игры с крупами и песком Игра «Золушка»: с помощью пинцета отделить красную фасоль от белой (более сложный вариант задания – отделить рис от гречки)

  • Слайд 16

    Изобразительная деятельность и ручной труд Лепка (из пластилина, слоеного теста) способствует: развитию мелкой моторики (в лепке работают две руки); координации работы двух полушарий; обогащению сенсорного опыта (цвет, пластика, форма, материал, вес); формированию умения планировать работу, доводить начатое дело до конца; развитию воображения и эстетического вкуса Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б.Косминская, Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, О.В.Григорьев и др.) отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

  • Слайд 17

    Игры-манипуляции с предметами

  • Слайд 18

    Пальчиковый театр Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения; знакомит с элементарными математическими понятиями.

  • Слайд 19

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке