Содержание
-
Подготовка руки к письму
-
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
-
Подготовка руки к письму.
Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев.
Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
-
Средства развития мелкой моторики
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками.
- Игры с пластилином.
- Игры с конструкторами и мозаикой.
- Вырезание ножницами.
- Рисование и раскрашивание.
- Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.
- Игры с веревочкой, шнуровки.
- Графические упражнения. Штриховка.
- Массаж кистей рук и пальцев.
-
Пальчиковая гимнастика.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
"Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
-
Динамические упражнения для пальцев (потешки)
"Апельсин"
"Мы делили апельсин,Апельсин всего один.Эта долька для кота,Эта долька для ежа,Эта долька для улитки,Эта долька для чижа,Ну, а волку кожура!«
(Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.)
-
«В гости»
В гости к пальчику большому(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)Приходили прямо к дому:(Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются)Указательный и средний,(поочередно называемые пальцы соединяются с большимина обеих руках одновременно).Безымянный и последнийСам мизинчик-малышок(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)Постучался на порог.(кулаки стучат друг о друга)Вместе пальчики - друзья,(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)Друг без друга им нельзя.
-
"Засолка капусты"
Мы капусту рубим,(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх)Мы морковку трем,(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)Мы капусту солим,(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)Мы капусту жмем.(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).
-
«Моя семья»
- Этот пальчик – дедушка,
- Этот пальчик – бабушка,
- Этот пальчик – папочка,
- Этот пальчик – мамочка,
- Этот пальчик – я –
- Вот моя семья.
(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца, а при словах «вот и вся моя семья» второй рукой охватить все пальцы.)
-
Слон
«В зоопарке стоит слон.Уши, хобот, серый он.Головой своей кивает,Будто в гости приглашает»Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой — указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
-
Кошка
«А у кошки ушки на макушке,Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке»Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
-
Мышка
«Серенький комок сидитИ бумажкой все шуршит»Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
-
Петушок
«Петушок стоит весь яркий,Гребешок он чистит лапкой»Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
-
Статические задания:
Животные
- Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
- Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы - это гребешок.
- Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).
- Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.
- Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).
- Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.
- Улитка с усиками. Положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их, левую руку положить сверху.
- Ежик. Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
- Кот. Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх.
-
Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие
- «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
- «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
-
Кинезиологические физминутки.
1.Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
-
2. Кулак-ребо-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)
-
3. Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
-
4. Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя . Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
-
Игры с крупами
- Прячем ручки
- Пересыпаем крупу
- Дождь, град
- Покормим птичек
- Разложи по тарелочкам
- Найди игрушку
- Игра «Золушка»
- «Отгадай, какая крупа в мешочке»
- Нарисуй домик, солнце и тд.
-
Игры с бусинками,пуговицами, мелкими камешками.
Нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки, картонные кружочки, листья деревьев, ягоды рябины.
- Картины из пуговиц.
- Выкладывание букв, силуэтов.
- Сортировка по заданному признаку.
- Цепочки из цветных скрепок.
-
Игры с пластилином.
- Картины из пластилина
- Объемные изделия
Дощечки покрытые пластилином для выкладывания на которых используются различные материалы: горох, фасоль, семена тыквы, арбуза, вишневые и сливовые косточки, различной величины пуговиц, палочки.
-
Вырезывание ножницами
- Силуэтное вырезывание.
- Симметричное вырезывание.
- Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов.
- Вырезание снежинок.
-
Рисование, раскрашивание.
Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д.
- Рисование по опорным точкам;
- Дорисовывание второй половины рисунка;
- Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.
-
Дорисуй вторую половину Рисунок с зайцем
-
Раскрашивание картинок в книжках – раскрасках.
-
Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
-
Ниткопись
Выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета.
-
Фигурки из палочек
- «Часы»
Часы я на руку надел,
На время изредка смотрел.
- «Очки»
Очки помогают нам книги читать,
Писать, рисовать, готовить, вязать...
- «Пароход»
Пароход большой плывет,
Капитан его ведет.
- «Телевизор»
Без телевизора скучно, друзья,
Но долго смотреть телевизор нельзя.
-
Счётные палочки
- Жираф
Жирафы в Африке живут,
Жирафы в Африке жуют.
А у меня жираф из палочек -
Из палочек, из выручалочек
- Дом
Дом я строю во Вселенной.
Есть в нем крыша и антенна.
Есть в нем дверь и есть окошко -
Пусть живет в нем наша кошка.
-
Графические упражнения. Штриховка.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.
Правила штриховки:
- Штриховать только в заданном направлении.
- Не выходить за контуры фигуры.
- Соблюдать параллельность линий.
- Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
- Выполняются на нелинованной бумаге.
-
Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)
Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
- Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
- Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
- Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
-
Полезные книги…
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.