Презентация на тему "Формирование лексико-грамматического строя речи"

Презентация: Формирование лексико-грамматического строя речи
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку - пособие для педагогов, занимающихся с детьми с проблемным слухом. В работе даются общие рекомендации, как правильно построить работы с такими учащимися, чтобы правильно сформировать лексико-грамматический строй речи.

Краткое содержание

  • Коррекционная работа с детьми
  • Формирование лексико-грамматического строя речи
  • Развитие речи у дошкольников
  • Особенности речи неслышаших детей

Содержание

  • Презентация: Формирование лексико-грамматического строя речи
    Слайд 1

    Формирование лексико-грамматического строя речи

    Особенности коррекционной работы.

  • Слайд 2

    Что это?

    • Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
    • Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие.
    • Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
  • Слайд 3
    • Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
    • Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы.
  • Слайд 4

    Развитие речи у дошкольников

    Подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций; образование недифференцированных голосовых шумов и звуков (с 3 до 6 месяцев);

    К 1 году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова – корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации, как действия, так и предметы.

  • Слайд 5

    К 2-му году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.

  • Слайд 6

    К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, обобщения с окружающими взрослыми.

  • Слайд 7

    К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов. Из них по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия.

  • Слайд 8

    К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.

    Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

  • Слайд 9

    Особенности речи неслышаших детей

    Бедность и искаженность словарного запаса, ограниченность значения слов;

    Словарю ребенка присуща конкретность: почти отсутствуют обобщающие понятия (транспорт, посуда, животные и т. д.);

    Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением;

    Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций;

  • Слайд 10

    Не расслышав безударное начало или конечную часть слова, дети либо опускают их, либо употребляют в искаженном виде («купай» вместо купает);

    Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание читаемого текста;

    С трудом усваиваются и названия признаков предметов, так как окончания имен прилагательных в русском языке чаще бывают безударными. Особую сложность для детей представляет усвоение служебных слов, которые нередко состоят из одного согласного звука, поэтому они опускаются детьми.

  • Слайд 11

    Неточности употребления слов, к расширению их значений. Так, слово стол в речи слабослышащего ребенка может обозначать и стул, и табуретка, и кресло, и садиться, поскольку в его словарном запасе имеется лишь это слово;

    Смешение приставок («Боря доказал (показал) ему избу»); Опущенные приставки («Мы держали (одержали) победу над захватчиками»); Лишние приставки («А теперь вступай (ступай) домой»);

    Суффиксальные ошибки («Он вниманительно (внимательно) осматривал его»).

  • Слайд 12

    У слабослышащих нередко наблюдается неправильное согласование слов («В лесу слышались пение птиц»), неправильное употребление падежных окончаний («Он лежал в палатку»), пропуск предлогов («Все лицо морщинках»), употребление лишних предлогов («Друзья ушли в куда-то далеко») и другие ошибки. Еще больше разного рода аграмматизмов наблюдается при употреблении сложных предложений, структура которых с трудом усваивается даже учащимися старших классов.

  • Слайд 13

    Работа по формированию правильной речи у слабослышащих детей должна носить систематический характер и начинаться сразу же с момента выявления нарушения слуха.

    Определяя последовательность и содержание коррекционной работы, необходимо опираться:

    а) на закономерности развития речи ребенка в норме;

    б) на имеющийся запас речевых навыков.

  • Слайд 14

    Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей является работа по развитию:

    • понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
    • произносительной стороны речи;
    • самостоятельной развернутой фразовой речи;
    • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
  • Слайд 15

    В итоге дети должны научиться:

    • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
    • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
    • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
    • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
    • владеть элементарными навыками пересказа;
    • владеть навыками диалогической речи;
    • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т. д.;
    • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
    • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • Слайд 16

    Владеть элементами грамоты в пределах программы:

    • различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
    • называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах;
    • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
    • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания букв, слогов, слов и коротких предложений – с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке