Содержание
-
Формирование метапредметныхрезультатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды
Николаева А. Н., учитель русского языка и литературы Школы №175
-
Метапредметные результаты образовательной деятельности
Это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
-
Необходимые понятия
Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования, основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности. Метапредметный подход – подход, основанный на положениях мыследеятельностной педагогики. Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)
-
Отличие метапредметного урока от интегрированного урока и урока с межпредметными связями
в УсМС- закрепление знаний по предмету за счёт параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других наук; в ИУ -усвоение знаний за счет систематизации ЗУН по нескольким предметам; в МПУ - личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие. Метапредметный урок - применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. Ученик учится сам и учит других, учится добывать информацию из различных источников. Учитель - не источник информации, а навигатор деятельности. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.
-
Метапредметная деятельность:
1.Включениеметапредметных тем в содержание учебных предметов, что способствует формированию целостной картины мира в сознании ребёнка. 2. Использование метапредметных заданий (сочинение-эссе на уроках истории, литературы, русского языка; эксперимент на уроках русского языка, химии, физики). 3. Метапредметные проекты. 4. Использование технологий, общих техник и приёмов педагогами, направленных на формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, а в соответствии с новыми стандартами на формирование универсальных учебных действий.
-
Структура метапредметного занятия (А.Хуторской):1. Этап актуализации знаний. 2. Уточнение образовательного объекта. 3. Конкретизация задания. 4. Решение проблемной ситуации. 5. Демонстрация образовательной продукции. 6. Систематизация полученной продукции. 7. Работа с культурно-историческими аналогами. 8. Рефлексия
6
-
7
-
Этап актуализации знаний
Прием «Проблемный диалог» Прием «Верные – неверные утверждения» Прием «Прогнозирование» Прием «Ассоциативный ряд» 8
-
Если ты оказался в лесу…
9
-
10
-
С чем ассоциируется слово хирургия?
11
-
Прием «верные и неверные утверждения» Прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..», вам нужно либо согласиться, либо не согласиться с ними. Утверждения: 1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»; 2….имен числительных в языке очень немного; 3…имена числительные изменяются по падежам; 4…все числительные можно записать цифрами; 5…эта часть речи может быть только определением; 6. …числительные имеют общие признаки с существительными; 7. …они имеют общие признаки с прилагательными; 8. …можно прожить день, не встретив ни одного числительного; 9. …числительное не может состоять из 3 слов; 10. …слово «полтора» - это числительное. Мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось. 12
-
Рефлексия
Метапредметные: Мне больше всего удалось ... За что я могу себя похвалить? За что я могу похвалить одноклассников? Что приобрёл? Что меня удивило? Для меня было открытием то, что ... Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Предметные: Я могу… Я умею… У меня получается… Я понимаю… Я знаю… Я выполняю… Я способен… Я склонен… Я придерживаюсь… Я соблюдаю… Я применяю… Я использую… Я стремлюсь… Я стараюсь… 13
-
Спасибо за внимание! 14
-
Литература
Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010. 2. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000. 3. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001. 4. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001. 5. Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2005. 6. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004.7. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.