Содержание
-
Презентацию подготовила: воспитатель Шарапова И.В. МКДОУ детский сад «Ласточка» Формирование связной речи детей дошкольного возраста
-
Связная речь– смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции – являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.
-
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.
-
Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы Группы диалогических мнений : Собственно речевые умения Умения речевого этикета Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе Невербальные (неречевые) умения Диалогическая речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц.
-
Литературнаялексика Стимулируется внутренними мотивами Полная формулировка и развернутость Длительное и предварительное обдумывание Выражаетмысльодного человека Логически последовательное высказывание Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе
-
Рассказ– самостоятельное развернутое изложение определенного содержания Описание– это характеристика предмета в статике Повествование– это связный рассказ о каких-либо событиях Рассуждение– это логическое изложение материала в форме доказательства Пересказ– осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи Типы монологов
-
Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам
-
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос: «Скажи, что здесь нарисовано?»
-
Составление предложений по трём картинкам, связанным тематически
-
Пересказ текста (знакомой сказки или короткого текста)
-
«Щенок» У Тани жил щенок. Таня любила щенка. Она поила щенка молоком. Щенок любил играть с Таней. «Рыбалка» Витя собрался на рыбалку. Он накопал червей и пошел к реке. Сел Витя на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался ерш, а потом – карась. Мама сварилаВите вкусную уху. Тексты для пересказа
-
Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок
-
Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна Словесные игры Игры с предметами Игры-инсценировки Сюжетно-дидактические игры Дидактические игры
-
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».
-
Игры с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка?», «Да – нет» Игры с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови три предмета?», «Назови одним словом» Игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» Словесные игры
-
Подбор картинок по парам– нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. Подбор картинок по общему признаку В игре "Что растет в саду (лесу, огороде)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?" дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета. Настольно-печатные игры
-
"Жили-были дед..." "...да баба" "...внучка Машенька" "И была у них..." "Что посадил дед?" "Репку". "Выросла репка какая?" Отраженный пересказ Пересказ по вопросам
-
Вспомни случай Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и увидели красивую яхту, в лес ходили по грибы, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному. Игры и упражнения на развитие связной речи
-
Бюро путешествий Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
-
Мой репортаж Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.
-
Рассказы по картинкам Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
-
Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
-
Критерии определения уровня развития связной речи : 1. Соответствие высказывания теме. Раскрытие темы. 2. Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец; 3. Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания; 4. Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д. 5. Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).
-
Правила речи воспитателя: 1. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры); 2. Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям ); 3. Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.