Содержание
-
МБДОУ «Центр развития ребенка»«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила Учитель – логопед : Боркова Ирина Вячеславовна
-
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенкаПод связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
-
Связная речь описание повествование рассуждение контаминация (смешанные тексты)
-
Особенности текстов
Описание – это характеристика предмета.Вописании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях). Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.
-
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи). Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. Термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация). В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы. Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях.
-
Требования к тексту для пересказов:
*Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности; *Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными; *Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти; *Можно использовать русские народные сказки «Теремок», «Козлятки и волк» ,«Кто сказал «мяу?» В. Сутеева (отрывки), рассказы Л.Н.Толстого; *Можно использовать тексты из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста» (М., 1976, 1981).
-
Описание игрушек и натуральных предметов
*Формированию умения описания игрушек должны предшествовать упражнения по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем; *Описывать можно не только одну игрушку, но и пары игрушек, сравнивая их по элементам; *Вначале описания игрушки ,взрослый демонстрирует образец и план рассказа; *Описывать так же можно не только игрушки, но и натуральные предметы(объекты природы (овощи, фрукты, посуда, орудия труда и др.));
-
Описание сюжетных картин
Составление рассказа по картине О.Р.Гофмана «Мы играем в магазин» Кого изобразил художник на этой картине? (На картине нарисованы дети.) - Что они делают? (Они играют в магазин.) - Рассмотрите внимательно девочку, которая стоит за прилавком. Кого она изображает? (Девочка за прилавком-это продавец.) - Расскажите о том, как она одета, чем занимается? (На ней фартук и косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы апельсин и взвешивает его.) - Теперь давайте опишем покупателей, которые стоят перед прилавком. Как они одеты? Что у них в руках? (Первой стоит девочка. Она в юбочке, кофточке и в шляпке. Она катает коляску, в которой спит кукла. Девочка покупает фрукты и овощи для нее. На плече у девочки висит сумка. Там лежит ее кошелек. Девочка купит фрукты и овощи и заплатит за покупку.) - Очень хорошо. Теперь расскажите о втором покупатели. (Вторым стоит мальчик. Он держит на руках мишку. Наверное, он хочет купить овощей для него.) - Кого вы еще видите на картине? Расскажите о нем? (Еще мы видим мальчика в фартуке и кепке. Он грузчик. Он привез на тележке морковку и свеклу и будет разгружать их.)
-
Рассказывание по памяти *Этот вид рассказа требует произвольной памяти(детям предлагаются темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах). Это могут быть темы :«Елка в детском саду», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть», «Наши любимые игрушки и игры», «Хороший поступок моего товарища». *Необходимо приучать детей следить за составлением рассказа по заданной микротеме, не повторять сказанного и не забегать вперед(Например, небольшие рассказы о празднике елки (как делали елочные игрушки и готовились к празднику; какая елка, как она украшена, как украшен зал; какая игрушка на елке тебе больше всего понравилась; как проходил праздник; выступления ребят; новогодние подарки) помогут детям полнее и ярче припомнить это событие, а затем составить подробный рассказ). *Материал для рассказывания должен быть полезным в воспитательном отношении. * Другая категория детских рассказов по памяти - из индивидуального (личного) опыта ребенка. *Можно предлагать детям для рассказов единичные факты: вспомнить и описать любимую игрушку, которой малыш играет дома, рассказать о своем домашнем животном, о комнате или квартире, где он живет. С течением времени темы усложняются: описать какое-нибудь событие (как прошел день рождения или самый интересный выходной день), любимую книжку.
-
Рассказывание на предложенную тему
*Необходимо знакомить дошкольников с элементами композиции (как начать, как развить действие, чем закончить) и выразительным средствам раскрытия образа героя (придумать имя, описать лицо, одежду, настроение основных действующих лиц);воспитывать умение описывать место действия, пейзаж, погоду *придумывание рассказов-миниатюр, объединенных одним героем *сочинение сказок, стихотворений, рассказов
-
Развитие связной речи детей в повседневной жизни *Поручения (показать предмет и рассказать о нем) *Развлечения *Игры-драматизации, кукольный театр *Рассказывание об окружающей действительности
-
В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.
Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.