Содержание
-
Развитие связной речидошкольниковПрезентацию подготовила учитель-логопед ГБДОУ № 41Целуйко Е.М.
-
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста главное место занимает - развитие речи, речевого общения.
-
В ДОУ, так как ребёнок ещё не умеет писать, всё внимание уделяется развитию всех компонентов устной речи детей. Во-первых, речь состоит из слов, и самая первостепенная задача – это в процессе познавательного развития – формирование словаря ребёнка.
-
Вторая задача – это развитие звуковой культуры речи. Следующая задача – это формирование грамматического строя речи детей. И четвёртая задача – это развитие связной речи.
-
Связная речь – единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.
-
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, которые необходимы для общения. Можно выделить несколько групп диалогических умений: Собственно речевые умения. Умения речевого этикета. Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе. Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы. Невербальные (неречевые) умения.
-
-
-
-
-
Задачи и содержание обучения монологической речи
В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов: Описание–это характеристика предмета в статике. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях. Рассуждение–этологическое изложение материала в форме доказательства. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания.
-
Система обучения рассказыванию предусматривает овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах: *составление высказываний по наглядному восприятию (составление предложений по демонстрируемому действию, составление предложений по предметным, ситуационным картинкам); *воспроизведение прослушанного текста (пересказ); *составление рассказов-описаний; *рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и т.п.)
-
-
-
-
-
-
Обучение пересказу.
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Общие методические приемы: подготовка к восприятию текста; первичное чтение текста педагогом; беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными); составление плана пересказа; повторное чтение текста педагогом; пересказ. План бывает устным, картинным, картинно- словесным и символическим.
-
В младшей группе задачи педагога: - научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем; - подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить. Методика обучения пересказу детей 3-леток: - воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого). - запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа. - повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения. В средней группе решаются более сложные задачи: - научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст; - научить детей передавать разговор действующих лиц; - научить последовательно пересказывать текст; - научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
-
Методика обучения пересказу детей 5-6 лет такова: вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме; выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения; беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми); повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание; пересказ текста детьми; оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети). Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке. В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа: из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию; дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии; драматизация детьми литературного произведения.
-
Обучение рассказу по картине и по серии картин.
В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине: - рассматривание картины; - ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?). Методика обучения рассказу по картине детей 4-леток: подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.) рассматривание картины в целом; вопросы к картине воспитателя; образец рассказа по картине воспитателя; рассказы детей. В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.
-
Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток: подготовка к эмоциональному восприятию картины; лексико-грамматические упражнения по теме занятия; рассматривание картины в целом; вопросы педагога по содержанию картины; составление плана рассказа педагогом вместе с детьми; рассказ по картине сильного ребенка, как образец; рассказы 4-5 детей; оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя. В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.
-
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний
В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию: - рассматривание игрушек; -тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы; - использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней; - рассказ воспитателя об игрушке.
-
Методика обучению рассказу-описанию детей 4-леток: рассматривание игрушки; вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею; образец рассказа воспитателя; рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя; рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя; оценка детских рассказов воспитателем. Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом. Теперь методика обучения выглядит так: рассматривание игрушки; вопросы воспитателя; составление воспитателем плана рассказа об игрушке; образец рассказа воспитателя по плану; рассказы детей по плану и опорным вопросам; оценка детских рассказов воспитателем.
-
Методика обучения описанию детей 5-леток. лексико-грамматические упражнения по теме занятия; рассматривание объекта описания; вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему; составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа; рассказ сильного ребенка; рассказы 4-5 детей об объекте; оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель). В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта.
-
Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи. Варианты творческого рассказа в порядке усложнения: - придумывание продолжения и завершение рассказа; - придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя; - придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем; - придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
-
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем – кремы); Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям ); Помнить о возрастной педагогической направленности речи.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.