Содержание
-
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления.
-
Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться. Сухомлинский. Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму. Пословица.
-
Мотивация – это эмоциональное состояние, которое побуждает обучающегося к самостоятельным действиям. Сухомлинский говорил: «Мотивация учения – основное условие успешного обучения». В настоящее время актуальной становится проблема отсутствия устойчивых положительных мотивов обучающихся в процессе учебно-познавательной деятельности. Ученик скучает на уроке, неактивен, отвлекается. Так развивается неуспеваемость.
-
Причины спада школьной мотивации:
личная значимость предмета, умственное развитие ученика, отношение учителя к ученику и ученика к учителю, непонимание цели учения, продуктивность учебной деятельности, страх перед школой.
-
Для формирования положительной учебной мотивации обучающихся необходимо использовать современные технологии обучения. Одна из них – технология критического мышления, разработанная Д.Б.Элькониным и В.В.Репкиными основанная на концепции Л.С. Выготского. Данная технология направлена на развитие у обучающихся аналитического подхода к любому материалу и рассчитана не на запоминание, а на постановку проблемы и поиск её решения, не только на овладение информацией, но и на умение критически её оценить. В чём же «инновационность» этой теории? Обучающийся в процессе усвоения знаний сам конструирует, отслеживает, развивает навыки вдумчивой работы с информацией.
-
На каждом этапе урока для формирования положительной учебной мотивации обучающихся используются свои методические приёмы. Рассмотрим некоторые из них.
-
Приёмы формирования мотивация на этапе актуализации:
проверка консультантами готовности к уроку; ЗУХ –знаю ,умею , хочу; осмысление того, что знаю по данной теме, что умею, что хочу узнать; на уроке литературы ёмкая, «жгучая», проблемная формулировка темы урока; по Е.Н.Ильину, введение обучающихся в структуру изучаемого материала посредством цепочки «деталь-вопрос-проблема»;
-
корзина идей; профи; оратор; «кластер»; техника тонких и толстых вопросов. Стадия осмысления: дерево предсказаний; лекция с остановками; метод «инсерт» (чтение с карандашом, составление партитуры стихотворения);
-
упражнения «найди ошибку»; самоконтроль и самооценка, поурочный балл; отзыв на ответ, сочинение одноклассника; составление проектов; составление алгоритмов; опорных конспектов; ассоциативный кроссворд; составление тестов; упражнения на развитие визуального восприятия; урок-зачёт, работа в группах с привлечением экспертов; я учитель.
-
Стадия рефлексии:
оценочный лист; лестница успеха; эссе (10 предложений); сочинение «Слушаю музыку…»; синквейн.
-
Урок – общение, это искусство, а не только учебное занятие, это жизнь, а не часы в расписании, это совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве. А.П.Чехов так говорил об учителе: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.