Содержание
-
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе.
-
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
Дж. Стил К. Мередит Ч. Темпл С. Уолтер
-
Цель данной технологии -
Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)
-
Актуальностью технологии является:
проводить уроки в оптимальном режиме; высокий уровень работоспособности обучающихся; усвоение знаний в процессе постоянного поиска.
-
Технология РКМ направлена на развитие ученика.
Оценочность. Открытость новым идеям. Собственное мнение. Рефлексия собственных суждений.
-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ
-
ВЫЗОВ
Стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе.
-
ОСМЫСЛЕНИЕ
Стадия позволяет: получить новую информацию; осмыслить её; соотнести с уже имеющимися знаниями.
-
РЕФЛЕКСИЯ
Основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
-
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
-
ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ
- «Корзина» идей, понятий ….; Инсерт или «Пометки на полях»; составление таблицы «ЗУХ»; «Написание синквейна»; «Составление кластера»; «Мозговой штурм»; «Написание эссе»; «Чтение с остановками»; Тонкие и толстые вопросы; Фишбон Бортовой журнал и т.д.
-
«Составление кластера»
Кластер – графическая организация материала. Слово «кластер» означает «пучок», «созвездие», «гроздь» Составление «кластера» позволяет: свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы; Кластер может выть использован на разных стадиях урока. «вызов» – для стимулирования мыслительной деятельности. «осмысление» - для структурирования материала. «рефлексия» - при подведении итогов.
-
КЛАСТЕР- ПАУЧОК
-
Пример кластера
-
-
«ЗУХ»Особое требование-записывать сведения, факты или понятия только своими словами.
-
Познание мира«Откуда пришла книга?»
-
«Написание синквейна»
Стихотворение из пяти строк. Форма свободного творчества. - пишется по определенным правилам; - требует от ученика кратко резюмировать информацию.
-
Синквейн
Почва Живая, неживая, Разрушают, беречь, выращивать 1см образуется за 300 лет! Земля-матушка
-
-
«Корзина» идей
- используется на стадии «Вызов»; - позволяет выяснить все, что знают или думают ученики; - проводится обмен информацией.
-
«Корзина» фактов
-
ПРИЕМ «КОРЗИНА ИДЕЙ»
- Мы говорим почва. А что же такое почва? Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения. - Почва – это … … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных …
-
Инсерт
Прием маркировки текста следующими значками: “V” –то, что известно; «-» - то, что противоречит представлениям читающих; «+» - то, что является новым; «?» - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно.
-
Инсерт
-
«Мозговой штурм»
англ. brainstorming Цель приема – развитие творческого типа мышления. Проводится в группах из 5-7 человек. Первый этап – создание банка идей; Второй этап – коллективное обсуждение идей; Третий этап – выбор наиболее перспективных решений.
-
«Написание эссе»
Свободное письмо на заданную тему. Смысл приема : «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Ценится: - самостоятельность; - оригинальность; - индивидуальность; - дискуссионность.
-
«Чтение с остановками»
Данный прием содержит все стадии технологии. Читается текст (лекция) дозировано. Непременное условие приема – найти оптимальный момент в тексте для остановки.
-
Толстые и тонкие вопросы
Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.
-
Бортовые журналы
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.- Что мне известно по данной теме? - Что нового я узнал из текста? При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют, графы бортового журнала,
-
Фишбон
Применяется на этапе вызова. Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Важным этапом станет презентация заполненной схемы.
-
. 1. В нижнем прямоугольнике в записывается формулировка проблемы. 2. Учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. 3. Учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.
-
Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
-
Выводы:
Меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики – главные действующие лица! Учитель- координатор! Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно!
-
Технология РКМЧП делает обучение увлекательным и осмысленным!
Каждый ученик может самостоятельно работать с информацией, воспринимать её, ранжировать по новизне и значению, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения.
-
Благодарю за внимание!
Желаю педагогического поиска в изучении новых технологий и реализации инновационных методических приёмов на уроках!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.