Урок русского языка в 3-А классе гимназии №498
Дата проведения: 19 апреля 2012 года
Место проведения: ГБОУ гимназия №498 (районный семинар для зам.директоров по УВР в нач. классах и заведующих ДОУ
Учитель: Романюк Галина Анатольевна, «Почётный работник общего образования РФ», учитель высшей категории ГБОУ гимназии №498 Невского района Санкт-Петербурга
Класс: 3-А
УМК «Школа – 2100»
Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения»
Цель: развитие навыков мышления на предметном материале на основе использования приёмов ТРКМ
Ход урока:
I Актуализация знаний учащихся.
Загадка:
Дом - стеклянный пузырек,�А живет в нем огонек.�Днем он спит, а как проснется,�Ярким пламенем зажжется.�Ответ: Фонарь
1.Словарная работа ( подбор однокоренных слов разных частей речи, выделение орфограммы в новом слове)
Фонарь, фонарик, фонарный (столб), фонарщик
2. «Корзина идей» - учащиеся предлагают свои «идеи» о слове фонарь (часть речи, слоговой состав, фонетический образ, орфограммы и т.д.)
3.Этимология слова фонарь – исконно русских слов на букву «ф» в русском языке нет, это слово заимствованное - (греч. fanarion, уменьшит. от o fanoV - светоч, факел)
4.Лексическое значение слова фонарь (учащиеся работают с толковым словарём С. Ожегова)
ФОНА́РЬ, -я, м.
1. Осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки, в к-рой помещается источник света. Зажечь ф. Уличные фонари. Проекционный ф. (прежнее название проектора). Красный ф. (условная вывеска публичного дома).
2. Стеклянный просвет на крыше, а также остеклённый выступ в здании, в кабине. Ф. самолёта.
3.Остекленный или имеющий ряд окон выступ в стене здания на высоту 1-2 или более этажей, то же, что эркер
Вывод: это слово - многозначное.
5.Краткое сообщение подготовленного ученика об истории появления уличных фонарей в Петербурге
Рассказ фонарщика.
Уличное освещение появилось в Петербурге при Петре I. Он очень любил свет. В праздники по случаю побед устраивались фейерверки. Зажигались уличные фонари. По улицам ходили фонарщики с лестницами и зажигали каждый фонарь. Сначала фонари были масляными, потом керосиновыми, а затем газовыми. Только в конце XIX века петербуржцы впервые увидели яркий свет электрического фонаря. В нашем городе на Одесской улице находится музей городских уличных фонарей.
II Стадия «Вызов» (тема и цели урока)
1.Подберите подходящий по смыслу глагол к существительному фонарь:
Фонарь (что делает?) - светит, горит, освещает, мерцает, качается, стоит, украшает
2.Упражнение «Найди лишнее слово»
существительное приставка
прилагательное корень
сказуемое суффикс
глагол подлежащее
местоимение основа
На доске выделены слова:
сказуемое подлежащее
Что означают эти слова? (Это грамматическая основа предложения)
2.Моделирование (Распространение предложения по составленной учащимися схеме)
.
Учащиеся дают характеристику предложения, выделяют главные и второстепенные члены предложения, обозначают, какими частями речи они выражены
3.Формулирование учащимися темы урока
4.Составление таблицы: «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (целеполагание)
III Стадия «Осмысление»
1.Работа с деформированными предложениями
Учащиеся составляют и записывают предложения, дают им характеристику, производят разбор предложений по членам и частям речи
2.Упражнение «Зоркий глаз» (корректурная проба)
3.Анализ составленного текста и подбор заголовка к тексту
Прочитайте, что мы с вами написали. Что можете об этом сказать? (Это текст, его можно озаглавить). Подбор заголовков к тексту.
4.Физминутка «Фонарики»
5.Игра «Веришь – не веришь»
«Погадаем на ромашке». Верите ли вы, что…
*Второстепенные члены не входят в основу предложения?
*Предложение может быть без второстепенных членов?
*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?
*Подлежащее всегда выражено существительным?
*Сказуемое всегда выражено глаголом?
*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?
*В предложении всегда есть подлежащее?
6.Работа в группах. Логическая игра «Составь предложение из букв слова фонарь»
Из букв слова фонарь надо составить предложение таким образом, чтобы каждое следующее слово начиналось со следующей буквы этого слова(кроме буквы ь)
IV Стадия «Рефлексия»
1.Составление кластера по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»
2. «Лесенка знаний» - оценивание учащимися собственного знания и незнания, работы на уроке
3. Подведение итогов урока
«Зоркий глаз»
ЕОМСЛУЖАТШКЫРТ
Городские фонари верно
служат
жителям города.
Примерные предложения
Федя Орлов нашёл атлас России.
Финансист Олег написал адрес ресторана.
Фонтан открыли на аллее России.
Фазаны оказались на аллее Решетникова.
Физики освоили новый атомный реактор.
В каком предложении отсутствует подлежащее?
Фонари освещают набережные, аллеи, решётки.
Кластер
Члены предложения
главные
второстепенные
подлежащее
сказуемое
зависят от
главных и
вт. чл.
отвечают на
вопросы
дополняют, уточняют, поясняют
Лесенка знаний
А
Б
В
Ничего не понял
Всё понятно, было интересно
Хочу узнать больше
Составь предложение
Из букв слова фонарь составь предложение так, чтобы каждая следующая буква была началом следующего слова (кроме буквы ь)
Ф… о… н… а… р… .
знаю
хочу узнать
узнал
слова в предложениях – члены предложения
подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
что обозначает подлежащее, на какие вопросы отвечает
что обозначает сказуемое, на какие вопросы отвечает
второстепенные члены – не главные, вторые по важности
зачем нужны второстепенные члены
как они связаны с главными членами и другими членами предложения
как называются второстепенные члены
как нужно подчёркивать второстепенные члены
Составьте предложения из слов:
они, путь, горожанам, освещают, вечером
Вечером они освещают путь горожанам.
украшают, наш, старинные, днём, фонари, город
Днём старинные фонари украшают наш город.
Горят фонари.
(как?)
(какие?)
Ярко горят уличные фонари.
Главные и второстепенные члены предложения
сущ.
прилаг.
глаг.
нареч.
―•―•―
Урок русского языка в 3-А классе гимназии №498
Дата проведения: 19 апреля 2012 года
Место проведения: ГБОУ гимназия №498 (районный семинар для зам.директоров по УВР в нач. классах и заведующих ДОУ
Учитель: Романюк Галина Анатольевна, «Почётный работник общего образования РФ», учитель высшей категории ГБОУ гимназии №498 Невского района Санкт-Петербурга
Класс: 3-А
УМК «Школа – 2100»
Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения»
Цель: развитие навыков мышления на предметном материале на основе использования приёмов ТРКМ
Ход урока:
I Актуализация знаний учащихся.
Загадка:
Дом - стеклянный пузырек,�А живет в нем огонек.�Днем он спит, а как проснется,�Ярким пламенем зажжется.�Ответ: Фонарь
1.Словарная работа ( подбор однокоренных слов разных частей речи, выделение орфограммы в новом слове)
Фонарь, фонарик, фонарный (столб), фонарщик
2. «Корзина идей» - учащиеся предлагают свои «идеи» о слове фонарь (часть речи, слоговой состав, фонетический образ, орфограммы и т.д.)
3.Этимология слова фонарь – исконно русских слов на букву «ф» в русском языке нет, это слово заимствованное - (греч. fanarion, уменьшит. от o fanoV - светоч, факел)
4.Лексическое значение слова фонарь (учащиеся работают с толковым словарём С. Ожегова)
ФОНА́РЬ, -я, м.
1. Осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки, в к-рой помещается источник света. Зажечь ф. Уличные фонари. Проекционный ф. (прежнее название проектора). Красный ф. (условная вывеска публичного дома).
2. Стеклянный просвет на крыше, а также остеклённый выступ в здании, в кабине. Ф. самолёта.
3.Остекленный или имеющий ряд окон выступ в стене здания на высоту 1-2 или более этажей, то же, что эркер
Вывод: это слово - многозначное.
5.Краткое сообщение подготовленного ученика об истории появления уличных фонарей в Петербурге
Рассказ фонарщика.
Уличное освещение появилось в Петербурге при Петре I. Он очень любил свет. В праздники по случаю побед устраивались фейерверки. Зажигались уличные фонари. По улицам ходили фонарщики с лестницами и зажигали каждый фонарь. Сначала фонари были масляными, потом керосиновыми, а затем газовыми. Только в конце XIX века петербуржцы впервые увидели яркий свет электрического фонаря. В нашем городе на Одесской улице находится музей городских уличных фонарей.
II Стадия «Вызов» (тема и цели урока)
1.Подберите подходящий по смыслу глагол к существительному фонарь:
Фонарь (что делает?) - светит, горит, освещает, мерцает, качается, стоит, украшает
2.Упражнение «Найди лишнее слово»
существительное приставка
прилагательное корень
сказуемое суффикс
глагол подлежащее
местоимение основа
На доске выделены слова:
сказуемое подлежащее
Что означают эти слова? (Это грамматическая основа предложения)
2.Моделирование (Распространение предложения по составленной учащимися схеме)
.
Учащиеся дают характеристику предложения, выделяют главные и второстепенные члены предложения, обозначают, какими частями речи они выражены
3.Формулирование учащимися темы урока
4.Составление таблицы: «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (целеполагание)
III Стадия «Осмысление»
1.Работа с деформированными предложениями
Учащиеся составляют и записывают предложения, дают им характеристику, производят разбор предложений по членам и частям речи
2.Упражнение «Зоркий глаз» (корректурная проба)
3.Анализ составленного текста и подбор заголовка к тексту
Прочитайте, что мы с вами написали. Что можете об этом сказать? (Это текст, его можно озаглавить). Подбор заголовков к тексту.
4.Физминутка «Фонарики»
5.Игра «Веришь – не веришь»
«Погадаем на ромашке». Верите ли вы, что…
*Второстепенные члены не входят в основу предложения?
*Предложение может быть без второстепенных членов?
*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?
*Подлежащее всегда выражено существительным?
*Сказуемое всегда выражено глаголом?
*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?
*В предложении всегда есть подлежащее?
6.Работа в группах. Логическая игра «Составь предложение из букв слова фонарь»
Из букв слова фонарь надо составить предложение таким образом, чтобы каждое следующее слово начиналось со следующей буквы этого слова(кроме буквы ь)
IV Стадия «Рефлексия»
1.Составление кластера по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»
2. «Лесенка знаний» - оценивание учащимися собственного знания и незнания, работы на уроке
3. Подведение итогов урока
«Зоркий глаз»
ЕОМСЛУЖАТШКЫРТ
Городские фонари верно
служат
жителям города.
Примерные предложения
Федя Орлов нашёл атлас России.
Финансист Олег написал адрес ресторана.
Фонтан открыли на аллее России.
Фазаны оказались на аллее Решетникова.
Физики освоили новый атомный реактор.
В каком предложении отсутствует подлежащее?
Фонари освещают набережные, аллеи, решётки.
Кластер
Члены предложения
главные
второстепенные
подлежащее
сказуемое
зависят от
главных и
вт. чл.
отвечают на
вопросы
дополняют, уточняют, поясняют
Лесенка знаний
А
Б
В
Ничего не понял
Всё понятно, было интересно
Хочу узнать больше
Составь предложение
Из букв слова фонарь составь предложение так, чтобы каждая следующая буква была началом следующего слова (кроме буквы ь)
Ф… о… н… а… р… .
знаю
хочу узнать
узнал
слова в предложениях – члены предложения
подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
что обозначает подлежащее, на какие вопросы отвечает
что обозначает сказуемое, на какие вопросы отвечает
второстепенные члены – не главные, вторые по важности
зачем нужны второстепенные члены
как они связаны с главными членами и другими членами предложения
как называются второстепенные члены
как нужно подчёркивать второстепенные члены
Составьте предложения из слов:
они, путь, горожанам, освещают, вечером
Вечером они освещают путь горожанам.
украшают, наш, старинные, днём, фонари, город
Днём старинные фонари украшают наш город.
Горят фонари.
(как?)
(какие?)
Ярко горят уличные фонари.
Главные и второстепенные члены предложения
сущ.
прилаг.
глаг.
нареч.
―•―•―
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.