Содержание
-
тема:
Развитие интереса к урокам русского языка и литературы через использование активных форм и методов обучения на уроках и во внеурочное время.
-
Актуальность темы:
Русский язык – предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости. Язык – не только как предмет, но как средство обучения в работе по другим предметам. Язык – орудие мысли.
-
Актуализация темы:
Вытекает из её актуальности, а именно: Осуществление огромных задач современной педагогики связано с повышением интереса учащихся к учению. НО ! Наблюдается отсутствие интереса к изучению русского языка и литературы: а)в век новых технологий и компьютеризации дети очень мало читают – падение интереса к чтению художественной литературы; б)русский язык считается скучным предметом, о чём свидетельствует низкий рейтинг уроков русского языка среди других учебных дисциплин. В каком случае и почему ученик не хочет учиться? Как организовать его обучение , чтобы появилась устойчивая мотивация к обучению? Какие методы, формы, приёмы наиболее эффективны для реализации целей и задач по формированию интереса к предмету, по формированию устойчивой мотивации к обучению?
-
Цель работы
Выявить степень эффективности использования нетрадиционных (интерактивных) форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.
-
Задачи работы:
1. Определить сущность понятия интерактивных форм обучения и их отличие от традиционных форм обучения. 2. Проанализировать, насколько эффективны мои усовершенствования, выявить какие изменения внести в мою работу, чтобы эта система соответствовала целям и задачам обучения. 3.Эксперементально доказать эффективность применения усовершенствованной системы нетрадиционных форм обучения на уроках и во внеурочное время.
-
Содержание работы
-
Нестандартные задания
Учебно-поисковые а) задания, возникновение интереса к которым создаётся за счёт специфических языковых факторов - проблемные задания и задания с компонентами занимательности; такие задания синтезируют и опознание , и объяснения: игры-загадки, игры-задачи, игры---сцены,рассказы о языке, диалоги; б) по установке , определяющей характер деятельности учащихся: 1) опознавательные, 2) объяснительные. Исследовательские Интерес к ним рождается под влиянием предполагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью- ученику, а не студенту предлагается вести исследование . Интерес вызывают многие задания необычностью формулировки, занимательным характером ( « В творческой лаборатории писателя..»)
-
-
Воспитание интереса - инструмент для развития творческой личности.
-
Какова роль интереса в образовательном процессе?
-
Какие формы обучения называются активными?
Активными формами обучения называются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ребёнка
-
Примеры нетрадиционных технологий уроков
1 Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, лингвистический бой, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина. 2. Уроки, основанные на интерактивных формах и методах работы, известных в общественной практике: исследование , изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж , рецензия. 3.Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, урок-исповедь, урок-откровение, урок-презентация, «дублёр начинает действовать».
-
Продолжение таблицы
4. Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях. 5. Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, концерт, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, раппорт, «живая газета», устный журнал. 6. Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян. 7. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, учёный совет. 8. Уроки , имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная. 9. Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», утренник, спектакль, концерт, диспут, «посиделки», клуб знатоков. 10. Методы проектирования.
-
-
-
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков.
-
продолжение
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: 1. Усвоение стандартных ЗУН и филологических СУД 2. Развитие способностей детей. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Движущая сила учебного процесса – это противоречие между теми задачами, которые ставлю перед учениками, и их знаниями, умениями. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ: 1.Соэдание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; 2.Экономное и целесообразное расходование времени урока; 3. Целесообразное применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; 4.Формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД); 5 Вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, самоуправляющих механизмами личности, способствующих обучению(СУМ); 6. Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; 7 . Оптимальный объём и высокая прочность полученных школьниками на уроках знаний, умений, навыков (ЗУН)
-
технология
ТЕХНО (греческое) – искусство, мастерство, умение. совокупность приёмов и способов получения определённых результатов. « Всё , что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где , и как я могу эти знания применять.»
-
Как решить комплекс задач, стоящих перед уроком русского языка?
Комплексные задания направлены одновременно на решение нескольких задач : Основная познавательная задача Сопутствующие задачи: членится на ряд познавательных задач, формирование навыков вырази- которые решаются поэтапно, представляют тельного чтения, реализация меж- собой очередной шаг , или микроэтап в реше- предметных связей, воспитание нии основной познавательной задачи. чувства языка, усвоение норм рус- Выдвижение следующей познавательной за- ского литературного языка, фор- дачи требует изменения задания, т.е. измене- мирования орфографических и ния в форме организации работы . пунктуационных умений и навы Возникновение ков и т. д. очередной познавательной задачи- -изменение (перестройка) дидактических средств: приёмов, заданий, дидактического материала.(внешний показатель). изменение содержательной , операциональной и мотивационной сторон деятельности (внутренний показатель)
-
Эффективные способы воспитания интереса к предмету.
А) Форма урока Б) Содержание материала, метод работы с ним Г) Нестандартное начало урока, его этапов (песня, ребус, викторина и т. д.) Д) Создание ситуации успешности, атмосфера творческого поиска, радость открытия Е) Формулировка темы, целей, проблем урока самими учащимися Ё) Использование на уроке для организации учебной деятельности вспомогательных предметов (в зависимости от учебной ситуации) Ж) Использование ИКТ-технологий З) Проектная деятельность И) Внеурочная деятельность (экскурсии по литературным местам России, посещение театра, КВН, предметные недели ) К) Краеведческий материал на уроке и во внеурочное время
-
Новизна опыта:
Ориентация на наиболее эффективные методы, формы, приёмы в обучении русскому языку и литературе через создание собственных программ элективных курсов ( «деловой русский язык», «Литературное краеведение») , факультативов; реализации новых программ, УМК по русскому языку и литературе (под ред. С.И.Львовой, Меркина Г.С.) ; реализация УМК « Вокруг тебя – Мир» ( ориентированный на развитие познавательного интереса учащихся; использование в обучении ИКТ-технологий; применение нестандартных форм и методов на уроках и во внеурочное время.
-
Результативность
О результатах проделанной работы можно судить по проведённому среди уча- щихся опросу. Анкетирование после проведения урока « Интеллектуальная игра по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка.» 1 Помнят урок 2 Интересно на уроках литературы 3 Пользуются полученной на уроке информацией 4 Хотят продолжить работу по данной теме
-
Результативность.
Уровень литературного образования учащихся на начало и конец учебного гола.
-
Вопросы для анкетирования
1 Какие книги вы успели прочитать за лето? 2 Какие авторы вам встретились впервые? 3 Какие герои вам запомнились? 4 Какие произведения вы бы хотели перечитать? 5 Какие произведения, кроме рекомендованных, вы прочитали и посоветовали бы прочитать другим? 6 Стихотворения каких поэтов вам понравились? Какие из них вы выучили наизусть?
-
Результат работы
1. Качественно изменилось отношение к урокам русского языка и литературы. (Рейтинг уроков повысился.) 2. Изменилась мотивация к обучению русскому языку и литературе. 3. Развиваются способности к анализу собственной деятельности. 4. Повысился интерес учащихся к предмету , выросла активность ребят на уроке. 5. Повысились результаты работы учащихся (ЗУН)
-
Рейтинг учебных предметов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.