Урок русского языка - это не всегда скука. Это и доказывает такая интересная и красочная презентация. Очень понравился подход учителя, который ориентируется не на зубрежку скучных правил из учебника, а на развитие логического и творческого мышления. Здесь очень много интересных заданий, загадок, ребусов. Оформление яркое, запоминающееся. Рекомендую всем учителям-словесникам!
23.11.16 13:43
suvarin
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
С помощью этой презентации дети познакомятся с такой частью речи, как имя существительное. Ученики узнают на какие вопросы оно отвечает и как легко находить его в тексте. Как итог урока, тестовое задание для закрепления материала по данной теме.
Синтаксис и пунктуация. Простые и сложные предложения»
Учитель Мелихова Наталья Юрьевна
Тольятти, 2012
Тема урока: «Синтаксис и пунктуация. Простые и сложные предложения»
Тип урока: повторение изученного в начальных классах, закрепление материала, урок-презентация
Цели урока:
Образовательные: повторить и закрепить виды предложений; научить детей различать простые и сложные предложения; учить отличать простое предложение от сложного: в простом предложении одна основа, в сложном – две или более.
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать, наблюдать; способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).
В результате изучения темы
учащиеся должны знать:
Что представляет собой предложение;
Виды предложений.
учащиеся должны уметь:
Опознавать различные виды предложений;
Применять полученные знания на практике.
Освоение содержания учебного материала темы позволяет обучающимся повысить свой уровень в части сформированности следующих общих компетенций:
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебных задач.
Работать в коллективе и команде.
Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:
Учебник 1 часть, Справочные материалы 3 часть, компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 1), мяч резиновый для игры.
Ход и содержание урока
Мотивация учащихся. Тема, задача урока. СЛАЙД 1-2
Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют.
Вот и мы с вами сегодня совершим путешествие в Страну воспоминаний. Сегодня мы повторим многое из того, что вы узнали в начальной школе.
Тема нашего урока «Синтаксис и пунктуация. Какие бывают предложения».
Главной задачей нашего урока будет повторение и закрепление изученного в начальной школе.
Сопровождать все этапы урока сегодня будет презентация. На слайдах вы будете видеть задания и другую необходимую информацию.
В течение урока мы будем обращаться к сети Интернет.
Во время работы ученики ищут значение слова и правильное написание на соответствующих сайтах сети Интернет. Первое слово - вместе с учителем.
1. Повторение значения и этимологии слова филология.
- Какое слово мы поместили в копилку на прошлом уроке? Что вы знаете об этом слове? Что оно обозначает?
- Как называется ученый, который занимается изучением языка и литературы? (Филолог.)
- Наверное, вам нетрудно будет ответить на вопрос: «Как называется факультет, на котором учат будущих филологов?» (Филологический.)
2. Запись новых слов: оглавление, параграф, лабиринт, коридор.
История слова лабиринт дана в «Толковом словарике» в приложении «Проверь себя».
Коридор буквально значит «бегалище». Слово заимствовано из французского или немецкого языка. Коридор – это помещение, по которому можно бегать.
Параграф – знак нового раздела текста, а также часть текста внутри главы или раздела. От греч. para – «в стороне», graphe – «пишу», т.е. то, что начинает новый раздел текста, написано «в стороне» от предыдущего текста.
3.Найдите в тексте мифа о Тесее предложения со словами лабиринт, коридор. Устно составьте предложения с этими существительными.
III. Проверка домашнего задания. Обучение подробному пересказу текста СЛАЙД 4
(стр 5-6 Миф о Тесее).
1. Чтение песенки-напоминалки, в шутливой форме сообщающей о «правилах пересказа».
2. Работа над пересказом мифа о Тесее и Ариадне.
На СЛАЙДЕ - ключевые слова, в том числе имена собственные, без опоры на которые трудно пересказать текст:
остров Крит, чудовище Минотавр, Лабиринт, юноша по имени Тесей, дочь критского царя – Ариадна, царь Минос и др.
Учитель дает детям установку:
Во время пересказа вы должны внимательно слушать того, кто отвечает: время от времени я буду прерывать отвечающего и просить продолжить пересказ другого ученика. Следите за тем, чтобы пересказ был без потерь, то есть без пропусков важной информации.
3. Ученики пересказывают текст по очереди, по частям. За пересказ выставляются оценки.
IV. Работа с новыми понятиями по теме. СЛАЙД 5
1. Работа над понятиями синтаксис и пунктуация (эти слова встречаются в заголовке параграфа «Повторяем синтаксис и пунктуацию»).
- Вспомните, что изучает синтаксис. Что изучает пунктуация?
V. Тренировочные упражнения. СЛАЙД 6
1. Задание 6.1. Читаем вместе.
2.Самостоятельное выполнение задания 6.2 (первый абзац) с последующей взаимопроверкой по ключам.
Учитель наблюдает за тем, какие способы проверки безударных гласных применяют ученики (эти способы даны в образце к заданию).
3. Задание 7.1
4. Задание 7.2. Значок NB!
5. Игра «Словесный мячик» по Заданию 8.1 СЛАЙД 7
6.Чтение теоретических сведений о простых и сложных предложениях (с. 12). СЛАЙД 8
3. Закрепление. Диктант. СЛАЙД 9
Запись предложений под диктовку (предложения взяты из книги Дж.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»). Посещение сайта http://www.gusli.su/hobbit_audiokniga/. Рекомендации учителя.
Методика проведения: Перед чтением текста учитель говорит учащимся, что каждое предложение до записи читается только один раз, его нужно запомнить и записать, а потом проверить себя во время повторного чтения. Запомнить предложение часто помогает такой прием: мысленно увидеть то, о чем в нем говорится.
Если предложение все-таки дети не запоминают, учитель читает его дважды, но тоже целиком, а не диктует по частям. Наблюдения и эксперименты показывают, что если предложение диктуется по частям, то нередко теряется и его смысл.
В тексте есть незнакомые слова, поэтому учитель предварительно сообщает, что Элронд – имя собственное (так зовут короля эльфов), руны – древние письмена скандинавов, сохранившиеся в надписях на камнях и других предметах.
Задание: запишите предложения, подчеркните грамматические основы, определить вид предложения по количеству основ (простое или сложное).
На карту падал свет широкого серебряного месяца. Элронд поднял карту кверху и посмотрел на просвет. За простыми рунами проступали лунные буквы. Лунные буквы изобрели гномы. Они писали их серебряными перьями только в лунные ночи, когда луна светила сзади.
7. Проверка. СЛАЙД 10, 11
В каком предложении было трудно найти подлежащее? (В 4-м, так как в нем два существительных, у которых совпадают формы им. и вин. п.)
С какого главного члена предложения нужно начинать поиск грамматической основы? (Со сказуемого.)
VI. Задание на дом: § 1, Задание 10. СЛАЙД 12
Подведение итогов. Оценки за урок.
VII. Рефлексия
Выразите свое отношение к пройденному уроку. Выберите нужный ответ.
Листок рефлексии
1.На уроке я работал(а)�2.Своей работой на уроке я�3.Урок для меня показался�4.За урок я�5.Мое настроение�6.Материал урока мне был�
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно�доволен / не доволен�коротким / длинным�не устал / устал�стало лучше / стало хуже�понятен / не понятен�полезен / бесполезен�интересен / скучен�легким / трудным�интересно / не интересно
Нарисуйте своё настроение:
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Работа учителя
Работа учеников
поивация учащихсят ума". е
����������������������������������������������������������Подвести учащихся к теме.
Психологически настроить.
Слушать учителя.
Оргмомент. Постановка темы и целей урока
Цель:
Четко организовать работу на уроке учителя и учеников.
СЛАЙД 1- 2
Слушать учителя.
Словарная работа. С использованием сети Интернет
Цель:
Учить пониманию лексического значения слова
Учить работе в сети Интернет
Развивать словарный запас учащихся, память и логическое мышление, самостоятельность учащихся.
Нахождение в тексте мифа о Тесее и запись предложений со словами лабиринт, коридор.
Назвать обязательно основу каждого предложения.
III. Проверка домашнего задания. Обучение подробному пересказу текста
(стр5-6. Миф о Тесее).
Цель:
Учить видеть структуру текста.
Учить пересказу по опорным словам.
СЛАЙД 4
Игровой момент.
Песенка-запоминалка о пересказе.
Пересказ мифа по опорным словам.
IV. Работа с новыми понятиями по теме.
Цель:
Познакомить со значением новых слов-понятий.
Развивать память и словарный запас учащихся.
СЛАЙД 5
Найти в Толковом словаре значение понятий (часть 3)
Записать в словарик трудных слов
V. Тренировоч-ные упражнения.
Цель:
Учить учащихся характеризовать предложения.
Развивать орфографическую зоркость.
СЛАЙД 6
Задание 6.1. Читаем вместе
Задание 6.2. Списать первый абзац самостоятельно, выполняя задание (в учебнике). Взаимопроверка по ключу.
Задание 7.1.
Задание 7.2.
Обратить внимание на значок NB (стр.11)!
Тренировочные упражнения.
Поиграем
Цель:
Проверить умение подбирать проверочные слова.
Учить ответственности.
Развивать самостоятельность.
Воспитывать интерес к русскому языку.
СЛАЙД 7
«Словесный мячик»
Быстро и правильно подбирать к словам с безударными гласными проверочные, перебрасывая мяч друг другу.
Теоретические сведения о простых и сложных предложениях (с. 12).
Цель:
Обобщение знаний по видам предложений.
Развитие умения анализировать полученные знания.
Учить работать по алгоритму (самоинструкции)
СЛАЙД 8
Составление алгоритма (самоинструкции) и запись в грамматическую тетрадь
Закрепление. Диктант
Цель:
Учить поиску информации в сети Интернет.
Проверить восприятие и понимание темы.
Умение работать с медиаматериалами: слушать и анализировать.
Учить писать под диктовку.
Развивать память.
СЛАЙД 9
Посещение сайта http://www.gusli.su/hobbit_audiokniga/. Рекомендации учителя. Запись предложений под диктовку (предложения взяты из книги Дж.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»).
Проверка выполнения
Цель:
Проверить самостоятельную работу учащихся.
Выявить трудности
СЛАЙД 10
Проверить себя по ключу на слайде (трудный случай)
СЛАЙД 11
Задание на дом: § 1, Задание 10.
Подведение итогов. Оценки за урок
Цель:
Дать домашнее задание.
Подвести итог урока.
Проанализировать работу учащихся.
Учить анализу и самоанализу.
СЛАЙД 12
Дать оценку своей работы на уроке
Рефлексия
Цель:
Учить рефлексии
СЛАЙД 13
Желающим высказаться выбрать нужное со слайда.
На отдельных листочках (всем раздать небольшие одинаковые). По команде поднять их с показом смайлика.
Использованные ресурсы
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Часть 1/ Г.Г.Граник, Н.А.Борисенко; под общей ред. Г.Г.Граник. – М.: Мнемозина, 2012
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык». 5 класс Н.А. Борисенко. Сценарии уроков. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007
Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5–9 кл. /Граник Г.Г., Борисенко Н.А, Владимирская Г.Н. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007
Синтаксис и пунктуация. Простые и сложные предложения»
Учитель Мелихова Наталья Юрьевна
Тольятти, 2012
Тема урока: «Синтаксис и пунктуация. Простые и сложные предложения»
Тип урока: повторение изученного в начальных классах, закрепление материала, урок-презентация
Цели урока:
Образовательные: повторить и закрепить виды предложений; научить детей различать простые и сложные предложения; учить отличать простое предложение от сложного: в простом предложении одна основа, в сложном – две или более.
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать, наблюдать; способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям; формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).
В результате изучения темы
учащиеся должны знать:
Что представляет собой предложение;
Виды предложений.
учащиеся должны уметь:
Опознавать различные виды предложений;
Применять полученные знания на практике.
Освоение содержания учебного материала темы позволяет обучающимся повысить свой уровень в части сформированности следующих общих компетенций:
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебных задач.
Работать в коллективе и команде.
Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:
Учебник 1 часть, Справочные материалы 3 часть, компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 1), мяч резиновый для игры.
Ход и содержание урока
Мотивация учащихся. Тема, задача урока. СЛАЙД 1-2
Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют.
Вот и мы с вами сегодня совершим путешествие в Страну воспоминаний. Сегодня мы повторим многое из того, что вы узнали в начальной школе.
Тема нашего урока «Синтаксис и пунктуация. Какие бывают предложения».
Главной задачей нашего урока будет повторение и закрепление изученного в начальной школе.
Сопровождать все этапы урока сегодня будет презентация. На слайдах вы будете видеть задания и другую необходимую информацию.
В течение урока мы будем обращаться к сети Интернет.
Во время работы ученики ищут значение слова и правильное написание на соответствующих сайтах сети Интернет. Первое слово - вместе с учителем.
1. Повторение значения и этимологии слова филология.
- Какое слово мы поместили в копилку на прошлом уроке? Что вы знаете об этом слове? Что оно обозначает?
- Как называется ученый, который занимается изучением языка и литературы? (Филолог.)
- Наверное, вам нетрудно будет ответить на вопрос: «Как называется факультет, на котором учат будущих филологов?» (Филологический.)
2. Запись новых слов: оглавление, параграф, лабиринт, коридор.
История слова лабиринт дана в «Толковом словарике» в приложении «Проверь себя».
Коридор буквально значит «бегалище». Слово заимствовано из французского или немецкого языка. Коридор – это помещение, по которому можно бегать.
Параграф – знак нового раздела текста, а также часть текста внутри главы или раздела. От греч. para – «в стороне», graphe – «пишу», т.е. то, что начинает новый раздел текста, написано «в стороне» от предыдущего текста.
3.Найдите в тексте мифа о Тесее предложения со словами лабиринт, коридор. Устно составьте предложения с этими существительными.
III. Проверка домашнего задания. Обучение подробному пересказу текста СЛАЙД 4
(стр 5-6 Миф о Тесее).
1. Чтение песенки-напоминалки, в шутливой форме сообщающей о «правилах пересказа».
2. Работа над пересказом мифа о Тесее и Ариадне.
На СЛАЙДЕ - ключевые слова, в том числе имена собственные, без опоры на которые трудно пересказать текст:
остров Крит, чудовище Минотавр, Лабиринт, юноша по имени Тесей, дочь критского царя – Ариадна, царь Минос и др.
Учитель дает детям установку:
Во время пересказа вы должны внимательно слушать того, кто отвечает: время от времени я буду прерывать отвечающего и просить продолжить пересказ другого ученика. Следите за тем, чтобы пересказ был без потерь, то есть без пропусков важной информации.
3. Ученики пересказывают текст по очереди, по частям. За пересказ выставляются оценки.
IV. Работа с новыми понятиями по теме. СЛАЙД 5
1. Работа над понятиями синтаксис и пунктуация (эти слова встречаются в заголовке параграфа «Повторяем синтаксис и пунктуацию»).
- Вспомните, что изучает синтаксис. Что изучает пунктуация?
V. Тренировочные упражнения. СЛАЙД 6
1. Задание 6.1. Читаем вместе.
2.Самостоятельное выполнение задания 6.2 (первый абзац) с последующей взаимопроверкой по ключам.
Учитель наблюдает за тем, какие способы проверки безударных гласных применяют ученики (эти способы даны в образце к заданию).
3. Задание 7.1
4. Задание 7.2. Значок NB!
5. Игра «Словесный мячик» по Заданию 8.1 СЛАЙД 7
6.Чтение теоретических сведений о простых и сложных предложениях (с. 12). СЛАЙД 8
3. Закрепление. Диктант. СЛАЙД 9
Запись предложений под диктовку (предложения взяты из книги Дж.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»). Посещение сайта http://www.gusli.su/hobbit_audiokniga/. Рекомендации учителя.
Методика проведения: Перед чтением текста учитель говорит учащимся, что каждое предложение до записи читается только один раз, его нужно запомнить и записать, а потом проверить себя во время повторного чтения. Запомнить предложение часто помогает такой прием: мысленно увидеть то, о чем в нем говорится.
Если предложение все-таки дети не запоминают, учитель читает его дважды, но тоже целиком, а не диктует по частям. Наблюдения и эксперименты показывают, что если предложение диктуется по частям, то нередко теряется и его смысл.
В тексте есть незнакомые слова, поэтому учитель предварительно сообщает, что Элронд – имя собственное (так зовут короля эльфов), руны – древние письмена скандинавов, сохранившиеся в надписях на камнях и других предметах.
Задание: запишите предложения, подчеркните грамматические основы, определить вид предложения по количеству основ (простое или сложное).
На карту падал свет широкого серебряного месяца. Элронд поднял карту кверху и посмотрел на просвет. За простыми рунами проступали лунные буквы. Лунные буквы изобрели гномы. Они писали их серебряными перьями только в лунные ночи, когда луна светила сзади.
7. Проверка. СЛАЙД 10, 11
В каком предложении было трудно найти подлежащее? (В 4-м, так как в нем два существительных, у которых совпадают формы им. и вин. п.)
С какого главного члена предложения нужно начинать поиск грамматической основы? (Со сказуемого.)
VI. Задание на дом: § 1, Задание 10. СЛАЙД 12
Подведение итогов. Оценки за урок.
VII. Рефлексия
Выразите свое отношение к пройденному уроку. Выберите нужный ответ.
Листок рефлексии
1.На уроке я работал(а)�2.Своей работой на уроке я�3.Урок для меня показался�4.За урок я�5.Мое настроение�6.Материал урока мне был�
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно�доволен / не доволен�коротким / длинным�не устал / устал�стало лучше / стало хуже�понятен / не понятен�полезен / бесполезен�интересен / скучен�легким / трудным�интересно / не интересно
Нарисуйте своё настроение:
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Работа учителя
Работа учеников
поивация учащихсят ума". е
����������������������������������������������������������Подвести учащихся к теме.
Психологически настроить.
Слушать учителя.
Оргмомент. Постановка темы и целей урока
Цель:
Четко организовать работу на уроке учителя и учеников.
СЛАЙД 1- 2
Слушать учителя.
Словарная работа. С использованием сети Интернет
Цель:
Учить пониманию лексического значения слова
Учить работе в сети Интернет
Развивать словарный запас учащихся, память и логическое мышление, самостоятельность учащихся.
Нахождение в тексте мифа о Тесее и запись предложений со словами лабиринт, коридор.
Назвать обязательно основу каждого предложения.
III. Проверка домашнего задания. Обучение подробному пересказу текста
(стр5-6. Миф о Тесее).
Цель:
Учить видеть структуру текста.
Учить пересказу по опорным словам.
СЛАЙД 4
Игровой момент.
Песенка-запоминалка о пересказе.
Пересказ мифа по опорным словам.
IV. Работа с новыми понятиями по теме.
Цель:
Познакомить со значением новых слов-понятий.
Развивать память и словарный запас учащихся.
СЛАЙД 5
Найти в Толковом словаре значение понятий (часть 3)
Записать в словарик трудных слов
V. Тренировоч-ные упражнения.
Цель:
Учить учащихся характеризовать предложения.
Развивать орфографическую зоркость.
СЛАЙД 6
Задание 6.1. Читаем вместе
Задание 6.2. Списать первый абзац самостоятельно, выполняя задание (в учебнике). Взаимопроверка по ключу.
Задание 7.1.
Задание 7.2.
Обратить внимание на значок NB (стр.11)!
Тренировочные упражнения.
Поиграем
Цель:
Проверить умение подбирать проверочные слова.
Учить ответственности.
Развивать самостоятельность.
Воспитывать интерес к русскому языку.
СЛАЙД 7
«Словесный мячик»
Быстро и правильно подбирать к словам с безударными гласными проверочные, перебрасывая мяч друг другу.
Теоретические сведения о простых и сложных предложениях (с. 12).
Цель:
Обобщение знаний по видам предложений.
Развитие умения анализировать полученные знания.
Учить работать по алгоритму (самоинструкции)
СЛАЙД 8
Составление алгоритма (самоинструкции) и запись в грамматическую тетрадь
Закрепление. Диктант
Цель:
Учить поиску информации в сети Интернет.
Проверить восприятие и понимание темы.
Умение работать с медиаматериалами: слушать и анализировать.
Учить писать под диктовку.
Развивать память.
СЛАЙД 9
Посещение сайта http://www.gusli.su/hobbit_audiokniga/. Рекомендации учителя. Запись предложений под диктовку (предложения взяты из книги Дж.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»).
Проверка выполнения
Цель:
Проверить самостоятельную работу учащихся.
Выявить трудности
СЛАЙД 10
Проверить себя по ключу на слайде (трудный случай)
СЛАЙД 11
Задание на дом: § 1, Задание 10.
Подведение итогов. Оценки за урок
Цель:
Дать домашнее задание.
Подвести итог урока.
Проанализировать работу учащихся.
Учить анализу и самоанализу.
СЛАЙД 12
Дать оценку своей работы на уроке
Рефлексия
Цель:
Учить рефлексии
СЛАЙД 13
Желающим высказаться выбрать нужное со слайда.
На отдельных листочках (всем раздать небольшие одинаковые). По команде поднять их с показом смайлика.
Использованные ресурсы
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Часть 1/ Г.Г.Граник, Н.А.Борисенко; под общей ред. Г.Г.Граник. – М.: Мнемозина, 2012
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык». 5 класс Н.А. Борисенко. Сценарии уроков. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007
Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5–9 кл. /Граник Г.Г., Борисенко Н.А, Владимирская Г.Н. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007