Содержание
-
Имя существительное как часть речи
-
Цели урока
Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.
Учиться выделять в текстах, в учебном материале главное. Развивать устную речь (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).
-
А.Шибаев «Слова, слова, слова…»
Всему название дано –И зверю, и предмету.Вещей вокруг полным – полно,А безымянных нету.И всё, что может видеть глаз –Над нами и под нами,-И всё, что в памяти у нас,-Означено словами.
-
Доброта.
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда – то
Хоть чем – то согрели меня.
Согрели своей плащ – п…латкой,
Иль тихим шутливым сл…вцом,
Иль чаем на столик… шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по з…мле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле (Ю. Друнина)
а о е е
-
Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?»
Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет?
Имя существительное сказало о себе так:
«Давно живу я в мире этом.
Даю названия предметам???»
-
Гипотеза
Предполагаем, что имя существительное обозначает не только предметы.
-
Ход исследования
Проанализировать определения имени существительного
Провести наблюдения в окружающем мире.
Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи
-
Анализ определений имени существительного
Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто» - «что». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения
Определение из Википедии
-
(Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя)
Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).
-
Вывод:
В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в учебнике и в Интернете
-
Ответить на вопросы, привести примеры
- Существительные могут обозначать людей и животных?
- Существительные могут обозначать географические названия?
- Существительные могут обозначать предмет признака?
- Существительные могут обозначать явления природы?
- Существительные могут обозначать события?
- Существительные могут обозначать качества человека?
- Существительные могут обозначать предмет действия?
- Существительные могут обозначать состояние человека?
-
Вывод: Существительное обозначает не только предмет.
Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы.
Существительные обозначают людей и животных, географические названия (Москва), явления природы (радуга, дождь), события (праздник, война), состояние человека (грусть, волнение),
качества человека (смелость, доброта), предмет действия (бег, ходьба), предмет признака (желтизна, красота) .
-
Ребята, берегите зрение!
-
Определи значение существительного. Упр № 441. Работа в парах. Найти в упражнении
существительные, обозначающие
- Землю, ее недра, водную поверхность
- Космические тела и явления
- Растения
- Животных
- Явления природы
- Вещества
- Факты, события
- Океан, родник, низменность, водопад, предгорье, река, дорога
- Затмение солнца, заря, рассвет,
- Метель, ветер, иней, мороз
- Каникулы, олимпиада, праздник
- Черешня, пшеница, рожь
- Змея, крокодил
- Молоко, золото, железо,
-
Обоснуй ответ. Распределительное письмо. Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ.,
2 – прил., 3 – глагол).
Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бега, бегу и т. д.), относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет.
-
Подбери имя, определи признаки существительного.
- Город
- река
- деревня
- озеро
- собака
- поэт
- кошка
- писатель
- сказочник
- книга
- имя
- фамилия
- мультфильм
- отчество
- государство
- газета
- передача
- Усть – Каменогорск
- Иртыш
- Прапорщиково
- Зайсан
- Тузик
- Пушкин
- Мурка
- Пришвин
- Андерсен
- Кладовая солнца
- Максим
- Сергеев
- «Гадкий утенок»
- Владимировна
- Казахстан
- «Мой город»
- «Спокойной ночи, малыши»
-
Что нового вы узнали сегодня об имени существительном?
-
Домашнее задание.
Составить рассказ из 7-10 предложений, используя существительные: праздник, победа, память, подвиг, мужество, патриотизм
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
-
-
Использованные ресурсы
Проект ученицы 5 класса «Г»ГОУ ЦО № 556 Виноградовой Евгении Научный руководитель: учитель русского языка Жадан О.В.
Физминутка для глаз - Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ
Анимационные картинки
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.