Содержание
-
1 «Использование инновационных технологий и методов для речевого развития речи детей в соответствии с ФОП» г. МДОАУ д/с №183 Воспитатель высшей квалификационной категории Коврижко Н.В
-
2 Одной из главных проблем, стоящих перед педагогами ДОУ, является формирование правильной, связной речи у дошкольников. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Инновационные технологии в ДОУ – это новые способы, методы, приёмы обучения дошкольников, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Существует множество инновационных технологий развития речи у дошкольников. Рассмотрим некоторые из них.
-
3 1.Технология обучения детей дошкольников составлению загадок Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Слово «загадка» происходит от «гадать», что означает думать и мыслить. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его, намекают. Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. Используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом. Модель1 Перед детьми вывешивается одна из табличек с изображением модели составления загадки и предлагается детям составить загадку про какой-либо объект. Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. -Какой самовар по цвету? - Блестящий. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). - Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы). Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
-
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета. Табличка может выглядеть следующим образом.
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз". 4
-
Модель 2. "Что делает? Что (кто) делает так же?"
Пример составления загадки про ежика с детьми 5 лет.(С приёмом завышения и занижения) Так-же в таблице. ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить". ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном". 5
-
Модель 3. "На что похоже? Чем отличается? Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Протокол составления загадки про гриб: - На что похож гриб? - На мужичка. - А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды. - Еще на что похож? - На дом, но без окон. - А еще на что похож ? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как" или "На”, "Но на" или "Но без”.
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке». 6
-
Сторителлинг
7 Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в переводе звучит как «рассказывание истории», но в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство». При реализации в работе с детьми техники сторителлинг использую следующие элементы: 1.Вступление.( Когда-то давным-давно… Из опыта работы….) 2.Принципы историй: простота, неожиданность, конкретность (персонажи и истории должны быть знакомы и понятны дошкольника. 3. Развитие событий. 4.Кульминация. 5. Заключение. Можно взять за основу игру «Кубики историй» , суть её – «бросай» и «рассказывай». Игра «Снежный ком» По очереди добавляются слова к предложенному началу фразы (каждый участник игры кидает кубик и добавляет своё слово) Игра «Продолжи предложение» Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает.
-
Мнемотехника
8 Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Приёмы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи у ребёнка. Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы. Мнемоквадрат- изображение которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение (осенний лист). Мнемодорожки-состоят из нескольких мнемоквадратов по которым уже составляются простые истории
-
9
-
Развивающие игры Вячеслава Владимировича Воскобовича
Цель технологии В.В.Воскобовича - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Игры Воскобовича для развития речи можно условно разделить на 2 группы: - игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. - универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игра-шнуровка «Ромашка» поможет составлять и читать новые слова, развивает мелкую моторику, навыки чтения , сообразительность и обогащает словарный запас. При помощи шнурка на плотной основе можно составить около двух сотен слов. Коврограф «Ларчик» - это уникальное авторское пособие, которое избавлено от многих недостатков школьной доски. Для каждого возраста методическое пособие предусматривает различные задания для развития памяти, внимания, мышления , творческих способностей, есть задачи по математике, обучающие грамоте и развивающие речь. 10
-
Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — инновационная технология представления информации, в которой речь человека иллюстрируется «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги). Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников. Разновидности скрайбинга 1. Скрайбинг рисованный. Параллельно с текстом рисуются картинки, схемы, записываются ключевые слова. 2. Скрайбинг - аппликация. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. 3. Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. 4. Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы. 11 Скрайбинг
-
Скрайбинг рисованный по сказке
12
-
Скрайбинг-аппликация стихотворения «Ёлочка» Нищеевой
Перед нами ёлочка, шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки. Звёзды, человечки. 13
-
Скрайбинг магнитный по сказке
14
-
Метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа, впоследствии переработанная сказочником – Джанни Родари. «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки. Сказочных ситуаций или функций 20: 1. Запрет 2. Нарушение запрета 3. Вредительство 4. Отъезд героя 5. Задача 6. Встреча с дарителем 7. Волшебные дары или волшебное средство 8. Появление героя 9. Вредитель или антигерой 10. Борьба 11. Победа 12. Возвращение домой 13. Прибытие домой 14. Ложный герой 15. Трудные испытания 16. Ликвидация беды 17. Узнавание героя 18. Изобличение ложного героя 19. Наказание ложного героя 20. Свадьба или счастливый конец. 15 Карты Проппа
-
.
Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов 1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. 2 этап. Проведение «подготовительных игр». - «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство. - «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку. - «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт. 3 этап. Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). 16
-
17
-
Технология заключается в создании эмоционально благоприятной ситуации, которая способствовал бы возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Среди игр, предлагаемых автором, можно выделить следующие: «Чем отличаются?» (тетрадь и книга); «Чем похожи?» ( карандаш и мел); «Чем похожи и чем отличаются?» ( кот и кит); «Назови общие признаки» (человек и птица); «Назови все части» (машина – колеса, руль, педали, кресла, зеркала итд); «Назови предмет по действию» ( собака – гавкалка); «Антидействие» ( вода – грязь); «Кто кем был» (свинья – поросенком); «Кто кем будет?»( теленок – быком); «Кто где работает?» ( врач – больница); «Что умеет делать?» ( варежки – согревать). «Чем был, чем стал» ( дерево – стол, стул, скамья); «Так было раньше, а теперь?» ( плот - корабль); Эти игры направлены на развитие различных видов речевой активности, что позволяет каждому воспитаннику легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой. 18 Технология активизирующего обучения речи О.А.Белобрыкиной
-
Развитие диалогического общения по методике А.Г. Арушановой
Цель этой технологии: Пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями. Например игра «Разведчики» -играющие должны тщательно рассмотреть ребенка, который находится в центре внимания, как разведчики, запомнить детали одежды, особенности внешнего вида с тем, чтобы потом определить, что изменилось во внешнем облике игрока. Многообразен круг игр, в которых дети определяют по голосу, даже измененному, имя игрока ( «Кто позвал?»). Существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси-лебеди», «Краски» ). Игра-импровизация по мотивам сказки. Ещё одна игра «Телефонный этикет» развитие диалогической речи посредством мобильной связи. Можно разыграть разные ситуации (Ситуация: позвони маме на работу и пригласи ее к телефону…). 19
-
20 Сказкотерапия – один из основных инновационных методов развития речи. Сказкотерапия является методом при работе с детьми, которые имеют речевые нарушения, оказывает коррекционное воздействие. При сказкотерапии применяют приём словесно-режиссёрской игры, психогимнастики, словесного комментирования, совместной словесной импровизации. С помощью сказкотерапии формируется связная речь, активизируется словарь детей, формируется культура речи, развиваются слуховая память ребёнка, коммуникативная и экспрессивная функции языка. Цели и задачи сказкотерапии: — Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления. — Стимулирование творческого самовыражения. — Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». — Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей. — Развитие умения преодолевать трудности и страхи. — Выявление и поддержка творческих способностей. — Формирование навыков конструктивного выражения эмоций. — Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Сказкотерапия
-
21 Основные приемы работы со сказкой: Анализ сказок. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Рассказывание сказок 3. Переписывание сказок 4.Постановка сказок с помощью кукол 5.Сочинение сказок
-
22 Метод синквейна Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», представляет собой пятистрочную строфу нерифмованного стихотворения.
-
23 Составление синквейнов Котёнок Чёрненький, пушистый Играет, спит, ест Он мой друг Домашнее животное Дом Большой, красивый Защищает, укрывает, греет Нужен всем людям Убежище Дети составляют синквейн при помощи наводящих вопросов: Кто? Что? Какой? Что делает? Отвечая на вопросы по определённому алгоритму, дети создают свои устные нерифмованные стихотворения (синквейны). Примеры синквейнов
-
24 Загадки-синквейны ….. Круглый, полосатый Катится, растёт, зреет Люблю его сладкий вкус Большая ягода ….. Рыжая, хитрая Крадётся, охотится, бегает Всегда найдёт себе добычу Хищник Синквейн можно составить по стихам, мультфильмам, сказкам, жизненным ситуациям и т.д. Благодаря технологии синквейна отрабатываются навыки составления предложений; дети учатся соблюдать интонацию; пополняется словарный запас; осуществляется подготовка к краткому пересказу.
-
25 Технология друдлов Друдл – это абстрактная картинка, которую необходимо разгадать. Глядя на друдл, необходимо предложить идею того, что изображено. Метод друдлов позволяет развивать у детей образное мышление, креативное воображение («Я учусь видеть необычное в обычном»). Происходит развитие связной речи, когда ребёнок придумывает и проговаривает то, что воображает. Происходит активизация словаря, обогащение словарного запаса. При общении с ребёнком мы стараемся обговорить линии, фигуры, задаём вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь можешь дорисовать?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки. Абстрактные картинки (друдлы)
-
26 Игры с друдлами «Придумай название друдлу». В этой игре необходимо придумывать свои идеи, глядя на картинки. Дети разбиваются на две команды. За каждый вариант ответа ребёнку даётся фишка. Побеждает та команда, у которой будет больше фишек. Чтобы придумать больше вариантов, можно смотреть на рисунок под разными углами (поворачивать рисунок), мысленно делать рисунок объёмным. Дверцы шкафа Конфета Бантик на ленточке Окно Подарочная коробка Зонтики Забор Кнопки Шторы на окне
-
27 Игры с друдлами «Что за зверь» Чтобы помочь ребёнку сосредоточиться, мы сужаем область поисков, задавая более конкретные вопросы, например, «Что за зверь?» И ему будет проще увидеть в картинке, например, разных зверей. При затруднении воспитатель предлагает ребёнку свои версии. Объясняет, почему картинка похожа на данное животное. Можно предложить ребёнку узнать в друдле другой предмет (не животное). Поросёнок (пятачок) Лягушонок (мордочка) Сова Птенцы в гнезде Кошка Лиса Волк (клыки) Поросёнок (ножки)
-
28
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.