Содержание
-
Использование устного народного творчества в работе учителя-логопеда по развитию связной речи
-
Этапы работы с загадками: Слушаем загадку (учимся воспринимать связное высказывание); Отгадываем «да-нетку» ( учимся выделять предъявленные признаки предмета); Отгадываем загадку (учимся анализировать предъявленные признаки предмета); Составляем загадку (набираем описательные характеристики, формируем умение связного говорения по правилам); Кодируем загадку (набираем все части речи в словарь, кодируем рассказ).
-
На полуактивном этапе обучаем детей созданию сравнений по различным признакам (форме, цвету, вкусу, действию и т.д.) с использованием схем. На активном этапе отрабатываются умения составлять загадки с использованием моделей и схем. Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок: 1. Выбор объекта. 2. Выбор модели загадки. 3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами. 4. Выбор наиболее удачных сравнений. 5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не» и др. По окончании работы выразительное чтение загадки. Методикаработы с загадками:
-
Модели составления загадок: Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности:
-
Модель № 1: «Какой? - Что бывает таким же?»
-
Для составлениязагадкивыбранобъект(самовар). Далеедетьмидаютсяобразныехарактеристикипозаданным логопедом признакам. - Какойсамоварпоцвету? - Блестящий. Логопедзаписываетэтослово в первойстрочкелевойчаститаблицы. - Какойсамоварподействиям? - Шипящий(заполняетсявтораястрочкалевойчаститаблицы). - Какойонпоформе? - Круглый(заполняетсятретьястрочкалевойчаститаблицы). Логопедпроситдетейдатьсравнениякперечисленнымзначениямпризнаков и заполнитьправыестрочкитаблицы:
-
Модель № 1: «Какой? - Что бывает таким же?»
-
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы): Блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета и т.д. Таблица может выглядеть следующим образом:
-
После заполнения таблицы, логопед предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки: "Как" или "Но не" Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми. Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
-
Модель № 2: «Что делает? – Что(кто) делает так же?» (Методикаработы с моделью 2 аналогичнаработе с первоймоделью. Переддетьмивывешиваетсятаблица, котораяпостепеннозаполняетсясначала в левой, а потом в правойчасти.)
-
-
Загадка про лягушку: «Прыгает, как мяч; ныряет, как утка; плавает, но не лодочка».
-
Модель № 3: «На что похоже? – Чем отличается?» (Особенностьюосвоенияэтой модели являетсято, чторебенок, сравниваяодинобъект с каким-либодругимобъектом, находитмеждунимиобщее и различное.)
-
Протокол составления загадки про гриб: - На что похож гриб? - На мужичка. - А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды. - Еще на что похож? - На дом, но без окон. - А еще на что похож ? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
-
-
Далее логопед предлагает составить загадку в целом, используя связки: "Как" или “На”, "Но на" или “Но без” Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
-
Роль загадок велика: Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.