Содержание
-
Подготовила: Вагнер И. Е.
. Эффективное использование педагогических технологий на занятиях по развитию речи
-
Цель :Повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с современными речевыми технологиями
-
Задачи:- расширять знания педагогов по использованию современных речевых технологий- способствовать внедрению речевых технологий в образовательный процесс ДОУ- пополнениеразвивающей предметно – пространственной среды комплектами игр и игровых пособий по данному направлению - включение педагогов ДОУ в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности.
-
Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.
-
К числу современных образовательных технологий можно отнести: - технология«Азбука общения» - технология активизирующего обучения речи как средство общения - мнемотехника - здоровьесберегающие технологии; - технологии проектной деятельности - технология исследовательской деятельности - информационно-коммуникационные технологии; - личностно-ориентированные технологии; - сказкотерапия. - игровая технология - технология «ТРИЗ»
-
Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.
-
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
воспитание культуры общения и речи; технология должна носить здоровьесберегающий характер; основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком; реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей; организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей
-
Технология «Азбука общения»Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.
-
Задачи:- обучатьение пониманию себя и умению быть в мире с собой;- воспитание интереса к окружающим людям, формирование потребности в общении;- формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;- развитие навыков анализа собственного речевого поведения и поведения других людей;- развитие самоконтроля в общении и др.
-
Формы образовательной деятельности:-развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные);- этюды, импровизации;- наблюдения, прогулки, экскурсии;- моделирование и анализ ситуаций общения;- сочинение историй и др.
-
Технология активизирующего обучения речи как средство общения»Автор: О.А. БелобрыкинаЦель: формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
-
Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные видыречевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявитьинтеллектуальную инициативу, являющуюся специфическимпродолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
-
Лингвистические игры«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.).«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.).«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.).«Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.).«Назови предмет по действию» (ручка - писалка, пчела - жужжалка, занавеска - затемнялка и т.д.).«Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.).«Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.).«Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.).«Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.).«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д).«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.).«Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.).«Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).
-
Мнемотехника»Авторы: В.К.Воробъева, Т.А.ТкаченкоМнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциацийДанная система методов способствуетразвитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников, Широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы при заучивании стихов и др
-
«Мнемотехника»Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запаса.
-
Задачи: -способствовать развитию связной речи-расширять и обогащать словарный запас детей-формировать умения преобразовывать абстрактные символы в образы-совершенствовать способность детей согласовывать существительные, прилагательные , числе, в роде, падеже- способствовать формирования развитию у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии
-
Структура мнемотехники
МНЕМОКВАДРАТЫ МНЕМОТЕХНИКА МНЕМОДОРОЖКИ МНЕМОТАБЛИЦЫ
-
Мнемотаблицымогут быть составлены к русским народным сказкам
-
Загадка
-
Стихам и считалкам.
-
Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВТРИЗ — теория решения изобретательских задач, наука о том, как решать проблемы.ТРИЗдля детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированныйподход, что особенно актуально в контексте ФГОС дошкольного образования.
-
Цель:Привитие ребёнку радости творческих открытий. Задачи:- формирование логического мышления и воспитание творческой личности - развитие системного мышления- обучения методам креативного мышления, нахождение нового результата- развитие творческого воображения
-
Основные этапы методики ТРИЗ1. Поиск сути: перед детьми ставится проблема (вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.2. «Тайна двойного». На этом этапе мывыявляем противоречие: хорошо-плохоНапример: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке.
-
-
«Тризовские» технологииМозговой штурм или коллективное решение проблем.
-
Метод фокальных объектов(пересечение свойств в одном предмете)
-
Морфологический анализСоздание новых объектов, с необычными свойствами
-
Системный оператор
-
Синквейн– новая технология в развитии речи дошкольников
-
Цель: - дать ребёнку реализовать свои интеллектуальные возможности. Задачи:- пополнить словарный запас для составления краткого пересказа; - развить речь и мышление посредством игрового приема.
-
Синквейн– это:- инструмент для синтеза и обобщения информации,- средство творческого самовыражения ребёнка - способ обогащения словарного запаса,- подготовка к краткому пересказу,- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.Синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.
-
Первая строка – тема синквейна(одно слово,существительное или местоимение);Вторая строка – два прилагательных, которые описывают свойства темы;Третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы;Четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;Пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы;
-
Технология «Сказкотерапия»При использовании сказкотерапии в развитии речисоздаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
-
Цель:-воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста
-
Задачи:- формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого.- формирование навыков конструктивного выражения эмоций- развивать интерес к своей личности, раскрывать своё «Я»,повышать свою самооценку- развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.- снижение уровня тревожности и агрессивности- развития умения преодолевать страхи.
-
Работа со сказкой строится следующим образом:1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит недолжно подвергаться осуждению.2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль
-
Здоровьесберегающие технологии
- Артикуляционную гимнастика, - пальчиковую гимнастика, - массаж и самомассаж, - гимнастика для глаз, - Су - Джок - терапия, - дыхательная гимнастика,
-
Цель: становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
-
Задачи:- Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; - расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития;- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.
-
Формы организованной деятельности здоровьесберегающей технологии: - Физкультурные занятия; - Самостоятельная деятельность детей; - Подвижные и спортивные игры; - Утренняя гимнастика; - Упражнения на дыхание, - Пальчиковая и артикуляционная гимнастика; - Двигательно-активные физкультминутки; -Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;- Оздоровительные процедуры в водной среде; - Физкультурные досуги с детьми и родителями;
-
Технология проектной деятельностиПроектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах..
-
Цель:становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, творческого, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности. Задачи : - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей; - развитие творческого воображения; - развитие творческого мышления; - развитие коммуникативных навыков.
-
Виды проектов:-ТворческиеПосле воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.-Исследовательские Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.- Игровые Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.- Информационные Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
-
План проекта:1. Целеполагание. 2. Разработка плана деятельности (подбор методической литературы, пособий, д/и, детской литературы, материально-технической базы организация развивающей среды и т.д.) 3. Практическая часть: - интеграция образовательных областей; - ООД; - режимные моменты; - сроки реализации проекта; - работа с родителями. 4. Презентация проекта. 5. Предложения о дальнейшей работе.
-
Игровая технологияИгра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
-
Задачи: 1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
-
Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
-
Виды игровых технологий - Ролевые - Развивающие - Дидактические - Игры с правилами - Подвижные игры
-
Информационно – коммуникационные технологии – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
-
Цель ИКТ :повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
-
Задачи: - идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ. - сформировать основы информационной культуры его личности. - повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
-
Технология исследовательской деятельности.Цель:формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.
-
Задачи:- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослого; - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
-
Методы и приемы исследовательской деятельности:- эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия.
-
Личностно – ориентированные технологиивоспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.
-
Цель: раскрытие индивидуальности ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям
-
Задачи: - Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов. - Осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам.
-
Формы организованной - образовательной деятельности - Игры, занятия, спортивные досуги. - Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность. - Упражнения, игры, гимнастика, массаж. - Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
-
Вывод:Использование педагогических технологий на занятиях по развитию речи способствуют внедрению речевых технологий, пополнение развивающей предметно - пространственной среды и включение педагогов в инновационный процесс в различных видах образовательной деятельности, повышению качества образовательной деятельности по речевому развитию
-
Рефлексия:- Что особенно запомнилось? - Что планируете взять на заметку в своей работе ? - Ваши вопросы, пожелания и рекомендации по теме семинара
-
Спасибо за внимание
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.