Содержание
-
Подготовила: Артамонова Марина Сергеевна– воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№30 п. Калья»
-
Дидактические пособия, игры- ТРИЗ.
В эти игры можно поиграть в любое время: на прогулке с ребенком, за семейным столом, т.к. они не требуют ни большого игрового поля, ни значительного количества иллюстративного материала, а польза от этих простых игр будет огромная - дети научатся классифицировать объекты окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи и пр.
-
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию” , так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи
-
Методы и технологии, основанные на теории ТРИЗ
-
Пособие используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала. Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу Игpa предназначена как для работы с подгруппой детей, так и для самостоятельной детской деятельности В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Туллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллий» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи
-
«Системный оператор» –»Волшебный экран»
ТРИЗ ТРИЗ А вот перед вами системный экран Он может об объекте много рассказать нам : «Если мы рассмотрим что- то, Это что-то для чего-то, Это что- то часть чего-то, Чем-то было это что-то, Что- то будет с этим что-то, Что- то ,ты, сейчас возьми на экране рассмотри»
-
Как же работает системный оператор?
По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем. заложены такие критерии анализа, как: Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать. ПодсистемаЭто то, что входит в систему — ее составляющие части. Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект. Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи? НастоящееЧто представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции? Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему? Кроме этого, Альтшуллер выделяет такое понятие, как «антисистема». Под ним понимается некий объект/группа объектов, которые в той или иной форме противодействуют изучаемой нами системе. Это своеобразные враги исследуемого объекта, которые каким-то образом мешают ему.
-
СИСТЕМНЫЙ оператор
Этапы: 1этап - (младшие группы) только по горизонтали С 3-х лет необходимо начинать работу: с формирования логического мышления, с формирования умений анализировать и обобщать, развивать воображение, знакомить с использованием модели «системный лифт».
-
2 этап – средние группы – Продолжаем открывать экраны по горизонтали
-
3 этап- открываем экраны по вертикали (вниз)
-
4 этап- СТАРШИЕ ГРУППЫ – ВЫХОДИМ В НАДСИСТЕМУ (вверх)
-
В СТАРШИХ ГРУППАХ ВЫХОДИМ СНАЧАЛА НА «пятиэкранку»
-
«Пятиэкранка»( объект - свекла, яблоко)
-
Пятиэкранка(объект - белка и котенок )
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные таблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: белка рыжая, цыпленок желтый , елочка зеленная…..
-
Шестиэкранка ( объект-цыпленок ).
-
Затем на «девятиэкранку»:
-
НАШИ ЛЮБИМЫЕ ИГРЫ!
«Хорошо–плохо» — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его « 4 -й лишний». Дидактическая игра - учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире.
-
«Поиск противоположного объекта» — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый) «Кто у кого» Воспитатель бросает мяч всем детям по очереди, называя животное, а ребенок возвращая мяч называет его детеныша
-
Дидактическая игра»Волшебная коробочка»
Цель: Учить детей описывать объект, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака, наглядно-образное мышление, речь. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушать сверстника.
-
Дидактическая игра « Чудесная лестница
Цель: Учить воспринимать окружающий мир как живой, самостоятельно создавать развёрнутые рассказы о каком-либо объекте. Данная игра даёт возможность превращать изучение любой темы в увлекательное «мыслительное конструирование», снимает психологическую инерцию.
-
Карты Проппа- это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д
-
В итоге были сделаны следующие выводы: ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей. ТРИЗ позволяет преподносить знания детей в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей.
-
Основная цель воспитателя по отношению к ребенку базируется на трех терминах: «Знает, понимает, применяет.» Г.С.Альтшулер.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.