Содержание
-
Жаргонизмы в речи школьников
Выполнил: учащийся 5 класса МОУ «Средняя общеобразовательная ноосферная школа»г.Боровска Масанов Никита. Руководитель : БлиноваЕ.Н., учитель русского языка .
-
Проблема:
Школьный сленг разрушает или развивает нашу речь?
-
Через наблюдения за речью школьников выяснить употребляемые ими сленговые выражения и понять, хорошо это или плохо- использовать сленг. Цели
-
1) найти точное и более понятное определение сленга; 2) изучить историю сленга; 3) провести анкетирование ; 4) рассмотреть источники пополнения современного школьного сленга; 5) создать Словарь школьного сленга. . Задачи
-
Объект исследования
лексикон школьников. Методы исследования: изучение литературы по теме исследования; анкетирование; сравнение; анализ и обобщение.
-
Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; желтый, синий, длинный; бежать, думать, мечтать. Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все русские люди, независимо от места жительства и профессии. Введение
-
Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста. Из этого определения следует, что сленг – разновидность нелитературной речи. Понятие сленга
-
Анкетирование имело следующие цели: определить мотивы употребления жаргонизмов, круг чаще встречающихся из них; выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без сленга. В анкетировании принимало участие 25 человек. Анализ анкет позволил выделить наиболее распространенныеслова в речи школьников: Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, параша, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, хавка, дискач, копец, шара, халява, крышка. Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись. Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно, сине-фиолетово. Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, канай отсюда, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах. Результаты анкетирования
-
Источники сленга Ими является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается. Вот некоторые примеры, объясняющие происхождение сленговых слов и выражений (из различных источников): а) Новые переносные значения слов, принадлежащих к нейтральной лексике. Лохонуться– допустить неудачу. Чайник – неопытный человек. б) Новые переносные значения технических терминов Клон (от клонировать), то же самое скан – скопированное, списанное. Это твое сочинение или клон? в) Слова, образованные от иностранных слов Дикий (от немецкого dick) – толстый. Фазер (от англ. father) – отец.
-
В лексике школьного сленгая выделил слова, тематически связанные со следующими четырьмя направлениями: школа; досуг; быт; оценка. ТЕМАТИКА
-
Слова можно разделить на следующие группы: имена учителей; наименования учебных предметов; наименования реалий учебного процесса. Сфера школы
-
Жаргонизм Что означает АлгеброидПреподаватель алгебры Физичка Преподаватель физики Историчка Преподаватель истории Химоза Преподаватель химии Училка Учительница ИСТЕРИЧКА - учительница истории. ФИЗИК-ШИЗИК - учитель физики. Наименования учителей:
-
Физра - физкультура. Литра - литература . Матека-математика и т.д. Наименования учебных предметов:
-
Жаргонизм Что означает Шпора Шпаргалка Зубрила Отличник Камчатка, чукотка Последние парты Девник Дневник Грузить Долго рассказывать Скатать Списать Завалить Не сдать экзамен Загибать Лгать Наименования реалий учебного процесса:
-
К сфере досуга можно отнести такие слова, как: видак, дискач, поп, рок, попса, гоп-компания, кореша, тусовка, махаться и т.д. Для слов этой группы характерно преобладание слов, заимствованных из других жаргонов, в частности жаргона музыкантов. Например: клипейшн, мафон, поп, рок, попса и т.д. (музыкальный жаргон); Сфера досуга
-
Свалить, слинять, смыться- сбежать. Наехать - придираться. Тащиться, ловить кайф - получать удовольствие. Отрываться, колбаситься, торчать, оттопыриваться –отдыхать. Стоять на стрёме –сторожить. Тусить, тусоваться, шляться- гулять. Допетрить, врубиться, воткнуться – догадаться. Названия действий и состояний
-
Слова, относящиеся к сфере быта ,можно разделить на несколько групп: Слова, называющие части тела: виза, дыня, карточка - лицо; пакли, культяпки, грабли, клешни, крылья - руки; котелок, кочан, кабина, чайник - голова; лыжи, шасси, лапти, тормоза - ноги; Многие части тела носят технические названия:кабина - голова; крылья - руки; шасси, тормоза - ноги; фары - глаза. Сфера быта
-
Джины – джинсы. Шкура, косуха, бомбер – куртка. Бандана - платок (на жаргоне байкеров.) Прикид - современная одежда. Слова, называющие одежду, обувь и аксессуары
-
Компик – компьютер. Клава – клавиатура. Скинуть, перекинуть - скопировать на флеш-карту. Маус, мышара – компьютерная мышь. МАФОН – магнитофон. Слова, называющие различную бытовую технику.
-
Здесь можно проследить взаимодействие учащихся всех возрастных категорий: от мала (мелочь, щенки,) до велика (отец, папаша). Обращения, такие как: кенты, перцы, чувак, клюшка, браток, братиша - используются школьниками при общении друг с другом и потому употребляются наиболее часто. Кенты! Слова сферы оценки
-
Слова сферы оценки
-
ПРИЛОЖЕНИЕ СЛОВАРЬ ШКОЛЬНого сленга:АППАРАТ - бытовая техника, электроника.БАБКИ - деньги, купюры.БАЗАР - разговор. Кончай базар - перестань разговаривать, замолчи.БРАТАН, БРАТИША, БРАТОК - любой человек; употребляется и как обращение.БЫКОВАТЬ - нападать, быть агрессивным по отношению к кому либо.ВАКСА –негр.ВИДАК – видеомагнитофон.ВИЗА – лицо. ВРУБАТЬСЯ - понимать, догадываться, вникать.ГАЛИМО - 1. Полный, абсолютный, точный. 2. Неточный, неверный.ГАСИТЬ - бить, избивать .ГОП-КОМПАНИЯ - разухабистая, бесшабашная компания.ГРОБ – телевизор.ГРУЗИТЬ - врать, много говорить.ДЕВНИК –дневник.ДЖИНЫ, – джинсы.ДЖОРДЖИК – доллар.ДИРЯ – директор.ДЫНЯ – голова. ЖЕЛЕЗНО, ЖЕЛЕЗОБЕТОННО - точно, гарантированно, наверняка.ЗАВАЛИТЬСЯ, ЗАСЫПАТЬСЯ - не сдать экзамен, зачет.
-
В работе исследованы причины употребления сленга в речи и отмечено, что учащиеся используют его как средство выразительности, считая это модным.
Выводы
-
Выводы
Многие школьники относятся к сленгу как временному явлению в их речи, но, к сожалению, немалая часть опрошенных считает жаргонизмы необходимыми.
-
Жаргонизмы разрушают нашу речь и,безусловно,не должно быть достоянием речи культурного человека.
-
ВЫВОДЫ
Но кто знает точно , что имел ввиду классик , называя русский язык Великим и Могучим, Правдивым и свободным?!
-
ЛИТЕРАТУРА
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.М.:2012. Елистратов В.С. Словарь русского арго.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.