Содержание
-
Жаргон
Научно-исследовательская конференция по русскому языку ученика
9 «А» класса МОУ СОШ №9
Смирнова Артёма
-
Жаргон — социальный диалект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладает собственной фонетической и грамматической системой.
-
Цель работы:
Исследовать возникновение и употребление школьного жаргона; определить степень его влияния на русский язык и на людей.
-
Задачи:
- определение основных отличий жаргона от других социальных диалектов;
- определение классификаций жаргона;
- поиск наиболее продуктивных способов словообразования;
- выявление особенностей фразеологии школьного жаргона;
- оценка места жаргона в речевой культуре школьников.
-
Материалом нашего исследования послужили:
- новации современного молодёжного языка;
- сайты в Интернете;
- живая речь школьников.
-
Арго Жаргон Сленг
- Ненормированная лексика
-
Сленг - своеобразное жаргонизированное просторечие молодого поколения, смесь арготизмов, жаргонизмов и иноязычных слов.
-
Арго в отличие от жаргона является достоянием замкнутых социальных групп. Арго призвано служить одним из средств обособления данных групп, поэтому для него характерна условность, искусственность, которая должна обеспечить секретность, тайность общения. Арго типично, прежде всего, для социальных низов общества и преступного мира. В этой среде возникли и бытуют названия “блатная музыка", “ блат", “феня". Способы словесного общения, принятые в определенной среде и непонятные остальной части общества, называют также условными или тайными языками. Известен тайный язык бродячих торговцев прошлого - офеней. Как и всякий социальный диалект, арго отличается от общенародного языка только словарём, причём часто используются общеупотребительные слова, но в другом значении.
-
- Сфера школы
- Сфера досуга
- Сфера быта
- Сфера оценки
Классификация жаргона
-
Слова первой сферы можно разделить на следующие группы:
- Наименования учителей: алгеброид (алгебра), физичка (физика), истеричка (история), химоза (химия), физик-шизик (физика), диря (директор), реп(репетитор), училка (учитель).
- Наименования учебных предметов: физра, литра, инглиш (английский язык), геос (геометрия), и т.д.
- Наименования других реалий учебного процесса: шпора (шпаргалка), зубрила, шамовочная (столовая), камчатка, чукотка (задние парты), девник (дневник), грузить, зашиваться, скатать, завалить, загибать.
-
К сфере досуга можно отнести такие слова, как: видак, мафон, клипейшн, диска, дискач, рэп, рок, попса, гоп-компания, водяра, кореша, тусовка, шухерить, замочить, махаться и т.д. Для слов этой группы характерно преобладание слов, заимствованных из других жаргонов, в частности жаргона музыкантов (в меньшей степени) и неформальных групп (в большей степени). Например: клипейшн, мафон, гопата, рэп, рок, попса и т.д. (муз. жаргон); завалить, замочить, колпачить - убить; махаться, мочиться - драться; мочить, гасить - избивать; бухло - выпивка; бухать - выпивать (неформ. жаргон).
-
Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:
Лексемы, называющие части тела: виза, дыня - лицо; пакши, культяпки, грабли, клешни, крылья - руки; котелок, кочан, кабина, чайник - голова; лыжи, шасси, лапти, тормоза - ноги; для данных слов характерна наибольшая традиционность.
Лексемы, называющие одежду, обувь и аксессуары: джопсы, джины - джинсы; шкура, косуха, бомбер(хотя сейчас это граффити-хулиган) – куртка.
Лексемы, называющие различную бытовую технику: компик - компьютер; клава - клавиатура; скинуть, перекинуть - скопировать на съмный носитель (диск, флеш-карта и т.д.); маус, мышара - мышь.
Отдельно следует остановиться на жаргонизмах, называющих деньги: бабки, лаве - деньги; косарь, косой, штука, кусок - тысяча; зелень, капуста - доллары.
-
Слова сферы оценкиможно разделить на две группы: вокативы (отношение через обращение) и собственно оценочная лексика.
К группе вокативов относится довольно большое количество слов. Здесь можно проследить взаимодействие учащейся молодежи со всеми социальными пластами и всеми возрастными категориями: от мала (мелочь, щенки,) до велика (отец, папаша, дед).
Экспрессивная лексика представлена в основном наречиями, словами категории состояния и, в меньшей степени, прилагательными. Например: шик, блеск, отпадно, круто, супер, коронно, зверско, клево, чудовищно, потрясно, ништяк - положительная оценка; примато, фигово, пазарно, лево, муть - отрицательная оценка.
-
Употребление жаргонов школьниками.
При подготовке данной темы мы обратили внимание на употребление жаргона школьниками.
-
Проведя исследования мы отобрали 10 самых частых в употреблении наших одноклассников жаргонов:
- БРАТАН, БРАТИША, БРАТОК - любой человек, употребляется также, как обращение.
- БАБКИ - деньги, купюры.
- БУХЛО - выпивка, спиртной напиток.
- ГАСИТЬ - бить, избивать.
- КОСАРЬ - тысяча рублей.
- ПОТНИК – носок.
- ПРИКОЛ - что-либо интересное, смешное, остроумное; шутка, анекдот, свежая новость.
- ПРИКОЛЬНУТЬСЯ - пошутить, сделать что-либо смешное
- РОДОКИ - родители
- СТУКАЧ - доносчик
-
В целом, школьный жаргон - явление постоянно обновляющееся, а потому нестареющее. Необходимо обращать внимание на противопоставление жаргона и нормы для понятия.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.