Презентация на тему "Выразительность родной речи" 7 класс

Презентация: Выразительность родной речи
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Выразительность родной речи" для 7 класса в режиме онлайн. Содержит 25 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Выразительность родной речи
    Слайд 1

    Истоки богатства и выразительности родной речи

    Урок в 7 классе УМК С.И. Львовой Учитель Шевченко С.Н.

  • Слайд 2

    Цель урока:

    Отрабатывать умение определять стилистическую роль синтаксических и лексических средств в художественном тексте; Проверить умение учащихся выявлять языковые средства выразительности, использованные в художественном тексте; Продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.

  • Слайд 3

    Авторские неологизмы

    Громадье Молоткастый Серпастый Веселютик В.Маяковский А.Блок Л.Петрушевская М.Яснов

  • Слайд 4

    Тропы

    ЭПИТЕТ МЕТАФОРА ГИПЕРБОЛА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СРАВНЕНИЕ

  • Слайд 5

    типы речи

  • Слайд 6

    Сфера употребления

  • Слайд 7

    ЦЕЛЬ ТИПА РЕЧИ

  • Слайд 8

    Языковые особенности

  • Слайд 9

    ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА

  • Слайд 10

    Тропы

    Сравнение-изображение одного предмета путём сопоставления его с другим. Способы выражения сравнения: 1) с помощью сравнительного оборота с союзами как, будто, словно, точно, как будто. А она за мною мчится и кусает, как волчица. 2)с помощью существительного в творительном падеже: Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом.(завертелось как колесо). Вывод: в художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство и мысль.

  • Слайд 11

    Эпитет- художественное определениепредмета или явления

    Седые волосы- определение Серебряные седины –эпитет Добрый молодец, красна девица, чисто поле, верный конь Берёза-белоствольная, ветвистая, густая, нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая. Вывод: эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.

  • Слайд 12

    Метафора-употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями

    И стоит он, околдован Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан. Весь окован Лёгкой цепью пуховой. Сон употреблено в переносном значении: речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон. Цепь-это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая.

  • Слайд 13

    Вывод: в произведениях метафоры помогают ярко изобразить картину, выяснить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.

  • Слайд 14

    Олицетворение-это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить.

    1)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет 2)Солнце село, день прошёл, скрипка поёт… 3) Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Вывод: олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.

  • Слайд 15

    Метонимия- употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями.

    1)Съел целую тарелку супа- съел налитый в тарелку суп. 2)Читал Пушкина-произведение, написанное писателем. 3)Недаром помнит вся Россия (люди, которые живут ) Про день Бородина! (великая битва 1812года) 4)Волка ноги кормят(часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия) Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.

  • Слайд 16

    Антитеза-противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов.

    1) Что ищет он к стране далёкой Что кинул он в краю родном. 2)Рассказ Чехова «Толстый и тонкий». 3)Где стол был яств, там гроб стоит. Вывод: антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.

  • Слайд 17

    Синекдоха- употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(множественное единственное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.)

    1)Рука бойцов колоть устала- ед.ч. вместо мн.ч. армия 2)Одну минуточку- 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное. 3)Москва подписала договор с Парижем –вместо договора между государствами называем столицы 4)Сколько лет, сколько зим -называется неопределённое количество вместо определённого Вывод: синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.

  • Слайд 18

    Гипербола- художественное преувеличение

    Всто сорок солнц закат пылал Вывод: гипербола в произведениях употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к изображаемому.

  • Слайд 19

    Инверсия- необычный порядок слов в предложении, помогает выделить самое важное слово.

    1) Тамара пошла в театр - обычный порядок слов Тамара в театр пошла - инверсия 2)Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их весёлый раскинулся стан… 3)Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной… Вывод: инверсия в худ. произведениях помогает выделить наиболее значимое слово и таким образом передать мысль, а также создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.

  • Слайд 20

    Повтор- повторение слова и одинаковое построение предложений

    Клянусь я первым днём творенья Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. лексический повтор: клянусь, днём синтаксический повтор: Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.

  • Слайд 21

    Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка, которые служат для выражения сильного чувства.

    1)Из повести Гоголя «Майская ночь»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» 2) Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я предан вам душой. Вывод:риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.

  • Слайд 22

    Текстоведческий анализ

    Тема текста – «Вечер на Атлантическом океане» Основная мысль – Тропические океаны на Атлантическом океане прелестны: в этих широтах не бывает бурь и ураганов и океан восхищает своим торжественным безмолвием Тип речи – описание Стиль - художественный

  • Слайд 23

    Для создания художественного образа автор использует тропы:

    Эпитеты - прелестного (вечера), бирюзовому, бесконечно высокому, прозрачно-нежному (небосклону), перистыми (облачками), жгучий и ослепительный (шар солнца), радостным (блеском), холмистую (поверхность океана), беспредельную (даль), могучие светло-синие (волны), серебристыми (верхушками), ласковым, почти нежным (ропотом), вековечный старик –океан;

  • Слайд 24

    Метафоры Золотистый шар солнца, заливая блеском, голубые рамки горизонта, на исполинской груди; Олицетворения – Нагоняя одна другую (о волнах), находится в добром расположении духа (океан), бережно несет, не угрожая (об океане); Сравнения Облачками, словно белоснежным кружевом, точно нашептывает ( о ропоте волн), словно заботливый, нежный пестун (об океане)

  • Слайд 25

    Итог урока(философская минутка)

    Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно-выразительные средства языка, постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой человек пригоршнями может брать несметные драгоценности. Г. Солганик

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке