Содержание
-
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 р.п. Мокроус Кузнецова Гоар Геворговна
-
Употребление имён существительных в речи.
-
Цели урока
Дать понятие о роли имён существительных в достижении точности, информативности, выразительности речи. Учить наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественных текстах.
-
Сравните предложения
Снег ложится на землю. Валит снег и стелет шаль. (С.Есенин.) Тропы (греч. - оборот) - изобразительно-выразительные средства языка.
-
Тропы (слова в переносном значении) метафора эпитет олицетворение
-
Метафора
Греч. МЕТА – пере- + ФОРО – несу. Метафора - перенесение названия одного предмета на другой на основании их сходства.
-
Как рождается метафора
сон Сон состояние зимнего леса Цепь как лёгкий снег И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой
-
-
Деревья в зимнем серебре… (А.С.Пушкин.) Метафора основана на сходстве ЦВЕТА предметов.
-
Морозное дыхание метели Ещё свежо, но улеглась метель. (И.А.Бунин.) Метафора основана на сходстве ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВИЯ предметов.
-
Первый снег опушил у деревьев ресницы. (Н.Рыленков.) Метафора основана на сходстве ФОРМЫ предметов.
-
А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. (С.А.Есенин.) Метафора основана на сходстве ЗВУЧАНИЯ предметов.
-
Спишите русские народные поговорки. Подчеркните грамматическую основу предложений и объясните постановку знаков препинания
1) Январь – весне дедушка. 2) Июль – матушка лета. 3) Декабрь – шапка зимы 4) Ноябрь сумерки года 5) Ноябрь – ворота зимы 6) Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.
-
Объясните, как вы понимаете эти поговорки. Все ли имена существительные в этих предложениях употреблены в прямом значении? Найдите имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.
-
Комплексный анализ текста. 1) Озаглавить текст. 2) Найти метафору
Ра_свело. Чистая вода на солнечном св_ту была покрыта ковром в_дяных лилий. Ж_лтые лилии ра_крыты с самого во_хода солнца белые лилии ра_крываются часов в десять. Когда все белые ра_пустят(?)ся на р_ке начинается бал. (М. Пришвин)
-
Роль метафоры в художественном тексте
Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова. Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность. Метафора помогает приблизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.
-
Как рождаются сравнения 1.А она за мною мчится и кусает, как волчица (К.И. Чуковский) Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно, как будто.
-
Как рождаются сравнения 2.Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом. (К.И. Чуковски) Сравнение, выраженное существительным в творительном падеже
-
Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сравнительные обороты. 1)Зв..здойбл..стят её глаза; её уста, как роза, рдеют (А. Пушкин) 2)Осып..лся берёзы лист и, как ковёр, устлал дорогу (А. Майков) 3)Тёмный ельник сн..гами, как мехом, опушил с..дые морозы (И. Бунин) 4)Ветер всхлипывал, словно д..тя, з углом пот..мневшего дома. (Н. Рубцов)
-
Конструирование предложений. Составьте предложения с данными оборотами: как колокольчик; как будто весенняя трава; словно драгоценный камень; как цветущий яблоневый сад; будто сонная река.
-
Роль сравнений в художественном произведении. В художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его по – новому и передать чувство и мысль.
-
Всем спасибо!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.