Содержание
-
Происхождение русского языка
Автор презентации: Мухлади Нина Николаевна, Учитель русского языка и литературы МБОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа» Ильинского района Пермского края 2013 год
-
Индоевропейский язык Существовал на территории современной Европы 5-6 веков назад до нашей эры
-
Общеславянский язык Общеславянский язык выделился из индоевропейского языка еще до нашей эры, на нем разговаривали племена славян, живущие между Днепром и Вислой.
-
Общеславянский язык
Южнославянский язык (старославянский) Восточнославянский язык (древнерусский) Западнославянский язык
-
СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
первый письменно-литературный язык славян в 9-11 вв. Относится к славянским языкам. Сложился на основе переводов Кириллом и Мефодием богослужебных книг с греческого языка на южнославянский. Старославянский язык пользовался двумя системами письма — кириллицей и глаголицей. Имел общеславянское значение, оказал влияние на формирование многих славянских литературных языков. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковнославянский язык.
-
Восточнославянский язык (древнерусский) Украинский язык Белорусский язык Русский язык
-
История нашего языка насчитывает около 25 веков – две с половиной тысячи лет! А собственно русский язык сравнительно еще молод – ему приблизительно 600 лет.
-
Формирование русского литературного языка было завершено великим нашим поэтом А. С. Пушкиным в первой половине 19 века, и знакомым, доступным нашим современникам русский язык не насчитывает и двухсот лет.
-
Русская письменность
-
Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена… (И. Бунин)
-
Письменность пришла на русскую землю вместе с принятием христианства великим князем Владимиром в 988 году. Именно этот год и считается официальной датой рождения русской письменности.
-
-
Предполагаемая дата принятия христианства на Руси 1 августа 988 года. Принятие христианства оказало влияние на политику и культуру Древней Руси. Книги с текстами богослужений стали переводить с греческого языка на славянский.
-
Крещение Руси. Икона.
-
Крещение Владимира и его дружины (внизу)
-
Славянская азбука
В ней было 38 букв, позднее учениками Кирилла было добавлено еще пять букв (всего 43 буквы). Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть создана специально для выражения звуков славянского языка. Среди восточных славян письменность получила массовое распространение только после крещения Руси и, как и христианство, письменность пришла из Византии. Другой славянской азбукой была глаголица, она была создана также на основе греческого алфавита. Время ее создания приблизительно то же, что и кириллицы.
-
Основу русского письма составила старославянская азбука кириллица, которая была создана на 125 лет раньше и названная так в честь славянских просветителей, создателей славянской письменности, братьев Кирилла и Мефодия.
-
КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ
-
25 букв кириллицы перешли из греческого алфавита, а остальные 18 были специально созданы для передачи тех звуков славянской речи, которые отсутствовали в греческом языке.
-
Кириллица
Кириллица – одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. (Слово "азбука" происходит от названия первых двух букв кириллицы: "аз" и "буки"). Кириллица была создана в конце IX века на основе греческого уставного письма славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. Введенная на Руси в связи с крещением Великого князя Владимира Святославича Святого (988 год), кириллица легла в основу русского алфавита.
-
Азбука глаголица была создана на основе греческого алфавита. От кириллицы она отличается сложной, замысловатой формой букв.
-
Кириллица создана в 863 году на основе греческого алфавита просветителем Кириллом. Значит, азбука, которой мы пользуемся, существует 1145 лет, а в русском языке – 1020 лет.
-
Это интересно!
Самая древняя надпись древнерусским письмом относится к первой четверти 10 века. Слово «Горушна», написанное на глиняном горшке, скорее всего, значит горчица или пряность. Эта надпись, видимо, помогала хозяйке разобраться со своими горшками или купцу в своих товарах. Письменность на Руси издавна использовалась не только для создания богослужебных книг, но и помогала в обыденной жизни.
-
КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ
Славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита. День памяти святых и равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия отмечается 24 мая. Именно этот день и считается Днем славянской письменности и культуры.
-
Памятник КИРИЛЛУ и МЕФОДИЮ
-
Древнерусская литература
-
ЛЕТОПИСИ
ЛЕТОПИСИ, исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава — своды летописные. Летописи были общерусскими (напр., «Повесть временных лет», Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках.
-
"Повесть временных лет"
"Повесть временных лет" – условное название общерусского летописного свода, составленного во втором десятилетии XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В заглавии великого труда: "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала есть", – Нестор объяснил свою задачу: связать историю русской земли с историей известных ему стран и народов мира. Он возвел происхождение восточных славян, на территории которых образовалось Русское государство, к временам библейского Великого потопа. Нестор закончил свой труд, доведя повествование до современных ему событий первого десятилетия XII века. "Повесть временных лет" легла в основу большинства дошедших до нас русских летописных сборников XIV-XVI веков.
-
Фрагменты «Повести временных лет»
-
«Нестор-летописец». Скульптура М. М. Антокольского.
-
Именно Нестор свел воедино древние летописные списки, созданные когда-то в разных местах и в разное время, и сотворил на их основе летописный свод «Повести временных лет». Благодаря ему мы знаем теперь многие факты из древней истории нашего народа.
-
В. М. Васнецов. «Нестор-летописец». На картине изображен первый русский летописец (историк) Нестор. Именно он, по преданию, стал автором первой русской летописи «Повесть временных лет».
-
"Лаврентьевская летопись"
"Лаврентьевская летопись" – русский летописный свод, названный по имени монаха Лаврентия, списавшего его, как видно из приписки, в 1377 году по заказу Нижегородско-Суздальского князя Дмитрия Константиновича. Основой труда послужил Владимирский свод 1305 года. Летопись написана на 173 листах пергамента. Она начинается древнейшей дошедшей до нас редакцией "Повести временных лет". В XIX веке "Лаврентьевская летопись" была преподнесена царю Александру I русским археографом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным.
-
Владимир Мономах
-
Владимир Мономах. Цветная литография.
"Поучение" Владимира МономахаАдресованное "детям моим или кому другому, кто прочтет" "Поучение" Великого князя Владимира Мономаха известно в единственном списке, вошедшем в "Лаврентьевскую летопись" под 1096 годом. Оно состоит из трех частей: собственно "Поучения", автобиографии и письма к князю Олегу Святославичу. Основная тема "Поучения" – представление о нравственном поведении человека и властелина. Рисуя образ идеального правителя, князь Владимир Всеволодович приводил примеры из собственной жизни, наставляя: "...если я ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от падения с коня не пострадал, то и никто из вас не может пострадать или лишиться жизни, пока не будет от Бога повелено".
-
Ярослав Мудрый
В городе Ярославле стоит памятник Ярославу Мудрому как основателю этого города. Ярослав Мудрый вошел в историю русской культуры как один из самых образованных людей своего времени.
-
Русская правда.
Список 14 века. При Ярославе Мудром на Руси появился первый судебник — Русская правда. Нормы Русской правды действовали до конца 15 века (до введения Судебника 1497 года), легли в основу Псковской и Новгородской судных грамот, а также украинского, белорусского и литовского права.
-
Ярослав (с книгой) и Владимир Мономах. Фрагмент памятника «Тысячелетие России», Новгород. В древние времена художники не владели мастерством точного портретного сходства, поэтому облик многих военачальников и героев придумывают современные художники. На этом скульптурном изображении мы видим великого князя Ярослава Мудрого, прославившегося тягой к знаниям, поэтому скульптор вложил в руки князя книгу.
-
Лицевой летописный свод – памятник 16 века
-
Миниатюра летописного свода 16 века
-
Евангелист Лука. Миниатюра византийского типа из Остромирова Евангелия 1056-57 г.
-
Трактат "Учение о числх"
Написанное в 1136 году ученым монахом новгородского Антонова монастыря Кириком Новгородцем "Учение о числах" считается древнейшим русским научным – математическим и астрономическим – трактатом. "Учение о числах" посвящено проблемам летосчисления. Кирик Новгородец систематизировал известные ему способы подсчета лет, месяцев, дней и часов, привел теоретические основы для календарного счета. Высокий уровень научных знаний на Руси позволил Кирику Новгородцу свободно оперировать понятием цикличности времени, сложными дробями, арифметическими суммами в пределах десятков миллионов: "...в одном году 12 календарных месяцев, а небесных лунных месяцев 12 и 11 дней 13-й луны. И из этих дней на четвертый год получается 13-я луна; в месяце насчитывается 4 недели, от году до году проходит 13 лунных месяцев и один день... В одном году 52 недели и 1 день, называемый индиктой, и 6 часов. Эти 6 часов через 4 года дают 1 день, называемый високосным". Цель создания "Учения о числах" исследователи определяют по-разному. Трактат рассматривали и как "учебник" для интересующихся летосчислением, и как "диссертацию" молодого ученого, а авторитетный историк церкви Евгений Евстигнеевич Голубинский полагал, что "Учение о числах" написано "единственно для бесцельного обнаружения учености".
-
Апокриф "Хождение Богородицы по мукам"
"... Картины и смелость не ниже дантовских!" – так устами своего героя Ивана Карамазова охарактеризовал апокриф "Хождение Богородицы по мукам" русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Слово "апокриф" происходит от греческого "aрokryрhos" – "тайный". Апокрифами назывались литературные произведения, написанные на сюжеты Ветхого и Нового заветов, но не вошедшие в канонический текст Библии и запрещенные для чтения. Апокриф "Хождение Богородицы по мукам" был частично переработанным переводом греческого "Откровения пресвятой Богородицы". Древнейший его список датируется концом XII-началом XIII века и содержит еще упоминания языческих божеств: Траяна, Хорса, Велеса, Перуна. Тема "Хождения Богородицы по мукам" – описание мук, претерпеваемых грешниками в аду. Включение апокрифа во многие русские летописные сборники свидетельствует о его широкой популярности на Руси.
-
"Слово о полку Игореве"
В 1800 году русский археограф граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин в сотрудничестве с Алексеем Федоровичем Малиновским, Николаем Николаевичем Бантыш-Каменским и Николаем Михайловичем Карамзиным – лучшими русскими историками того времени, издал открытый им список "Слова о полку Игореве". В основу сюжета "Слова", датируемого 1187 годом, неизвестный автор положил событие 1185 года – неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича против половцев. До наших дней летописный рассказ об этом походе сохранился в "Лаврентьевской" и "Ипатьевской" летописях. Открытый Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным список "Слова о полку Игореве" был утрачен в 1812 году, во время страшного пожара в Москве при вторжении армии императора Наполеона.
-
"Домострой"
"Домострой" – своеобразная энциклопедия русской средневековой морали – представляет собой свод житейских наставлений времен царствования Иоанна IV. Три основные части "Домостроя" диктовали правила поведения в отношении "духовного строения" (религиозных обрядов), "мирского строения" (семейных отношений) и "домового строения" (ведения хозяйства). "Домострой" сохранился до наших дней в трех редакциях. Авторство окончательного текста свода связывают с именем священника московского Благовещенского собора Сильвестра – сподвижника и наставника Иоанна IV. Приобретший с течением времени авторитет закона "Домострой" стоял на страже патриархального уклада жизни населения.
-
-
-
Древнерусская книга
Чаще всего писцы переписывали на древнерусский язык богослужебные книги. Их делали из кожи животных. Только на одну книгу могло уйти целое стадо, поэтому такие книги стоили очень дорого, и купить их могли очень богатые люди.
-
Рукописные книги
Русские рукописные книги представляют собой памятники письменности, созданные руками древних писцов и переплетчиков. Рукописные книги составляли из отдельных, писанных вручную листов, которые сшивали в тетради и переплетали. Такие рукописи прикреплялись к деревянным доскам – переплетам. Доски снаружи обтягивали кожей или тканью, облекали в драгоценные оклады. Материалом для русских рукописных книг до XIV века служил пергамент, а затем – бумага. Русские писцы употребляли чернила из сажи ("копченые") и из отвара дубовой или ольховой коры. Для просушки чернил использовался мелкий кварцевый песок, которым посыпали законченный лист. Слова в рукописной строке не разделяли, а абзацы выделяли инициалом – буквой, написанной киноварью. Широко известные слова писали сокращенно под особым надстрочным знаком – титлом. Тип почерка русского писца с четким, почти квадратным начертанием каждой буквы назывался уставом. С появлением бумаги процесс письма упростился, и уставное письмо сменилось округлым, с наклонным начертанием букв – полууставом, а для деловых бумаг появилась скоропись.
-
"Остромирово евангелие" – древнейший дошедший до нас датированный памятник русской письменности. Он был составлен в 1056-1057 годах по заказу новгородского княжеского посадника Остромира. "Остромирово евангелие" – сборник недельных евангельских чтений.
-
Начальная страница Остромирова Евангелия 1056-1057.
-
Этот молитвенник 14 века изготовлен на пергаменте (материале из кожи животных). Переписчик написал его на древнерусском языке особым почерком «уставом» и украсил рисунками (миниатюрами).
-
Это интересно!
-
"Велесова книга" - летопись времен язычества, охватывающая историю Руси от 1 500 лет "до Дира", т. е. приблизительно от 650 г. до н. э., и доведенную до последней четверти IX в.
-
Шрифт Велесовой книги и санскрита - в обоих случаях буквы пишутся под чертой
-
Берестяные грамоты
Деловые, личные и даже любовные письма писали на более дешевом материале — бересте. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать.
-
Для личной и деловой переписки славяне часто использовали бересту, которая была более дешевым материалом, чем пергамент. В наше время археологи во время раскопок в Новгороде Великом, Рязани и других городах обнаружили сотни грамот. По этим документам можно судить, что в 11-15 веках грамотность была широко распространена на Руси.
-
Новгородские берестяные грамоты
Берестяные грамоты – русские письма и документы XI-XV веков, нацарапанные на березовой коре (бересте). В XX веке древние берестяные грамоты были найдены в Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Русе, Твери, но больше всего их было обнаружено при раскопках в Новгороде, так как земля здесь благоприятствует длительной сохранности древесины.
-
Новгородская берестяная грамота конца 12 века.
Берестяная грамота из новгородских раскопок.
-
Печатные книги
Уже в пятидесятых годах XVI века в Москве действовала так называемая анонимная типография, с деятельностью которой связано появление первых русских печатных книг. Первой русской датированной печатной книгой стал "Апостол", выпущенный в 1564 году Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем на Государевом печатном дворе – типографии, основанной Иваном Федоровым в Москве в 1563 году. Книга была создана путем переноса краски с наборной печатной формы на бумагу. Русские печатные книги долгое время сохраняли орфографию и орнамент рукописных книг, которые продолжали существовать наряду с печатными.
-
Успехов вам в изучении русского языка!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.