Содержание
-
Из чего строятся слова?
Урок по теме «Морфемика» в 5 классе. Учитель МОУ «СОШ села Ириновка Новобурасского района Саратовской области» Агишева И.Л.
-
Меня зовут МОРФЕМА Слова сделаны из своего “строительного” материала «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ. Их четыре: Приставка Корень Суффикс Окончание. Каждая из них вносит в слово свою часть смысла- «смыслиночку».И получаются интересные и выразительные слова.
-
Возьмем корень –ш-, который обозначает движение. К нему прибавим суффикс -л-, который в глаголах обозначает прошедшее время. Добавим окончание –и-. Соединив морфемы, получим слово ШЛИ. Добавим в игру приставки и получим целый «дорожный рассказ»: вышли, пошли, перешли, обошли, пришли. Приставкины «смыслиночки»
-
«Смыслиночки» суффиксов Суффиксы из одних слов делают другие. Из слова УЧИТЬ суффиксы могут сделать и УЧИТЕЛЯ,и УЧЕНИКА, И УЧИЛИЩЕ, и УЧЕНИЕ.
-
Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например,показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или неприятный. Маленьким, симпатичным существам дают названия с суффиксами –ат(а) – ят(а). ЗАЙЧАТА,КОТЯТА,ТИГРЯТА. Больших,грозных называют ЗАЙЧИЩЕ,КОТИЩЕ,ТИГРИЩЕ.
-
А бывают суффиксы- «дразнилки». Например,если вас обзовут словом,которое оканчивается на –ЮГА,вы рассердитесь и скажете, что вы не жадюга,не хитрюга и тем более не зверюга.
-
Знаете ли вы, что… …очень редкий суффикс –жды ( он встречается в словах дважды, трижды,четырежды) когда-то был не суффиксом, а целым словом? До 14 века в письменных памятниках встречалась только форма дъвашьды, которая получилась в результате слияния двух слов: дъва и шьды – это означало приблизительно «два шага». Строго исторически мы должны бы писать «двашды», но ш перед д озвончилась, в результате шд превратилось в жд. И теперь в словах дважды, трижды мы выделяем суффикс –жды.
-
«Смыслиночки» окончаний
Окончания тоже вносят свой вклад в смысл слова. Они сообщают нам, сколько предметов – один или много: ДОМ – ДОМА С помощью окончаний образуются различные формы слова. Окончание – значимая изменяемая часть слова. Например,о слове, у которого окончание – яя, можно сказать, что это слово- прилагательное, употреблено в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода.
-
Смотри в корень!
У слов самое важное -корень.Это самая главная часть слова,которая несёт самый главный смысл. Корень берёт на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются родственными, или однокоренными. Поразмышляем над словом родник. Родник родит реку, а река течёт через всю родину, кормит народ. Все эти слова имеют общий смысл и общую часть –род-. В слове народ выделяется корень народ, но по происхождению это слово связано со словом род.
-
Много ли родственников у кольчуги? В старину в русском языке было словоколо- «колесо,круг». С ним по своему происхождению связано слово кольчуга и много других слов. Например,около,колобок,колбаса,кольцо,ко-лесо, окольный ( путь),кольчуга.
-
Где же хранятся слова? Для хранения слов люди создали словари. Словари бывают разные. Чтобы узнать, как пишутся слова,мы смотрим в орфографические словари. Если хотим уточнить значение слова,обращаемся к толковым словарям и словарям иностранных слов,вошедших в русский язык. О происхождении слов рассказывают этимологические словари. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова объяснены значения более чем 85 тыс. слов. 17-томный Словарь современного русского литературного языка содержит 120 480 слов. Результатом жизни Владимира Ивановича Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором автор очень интересно и подробно объясняет, что обозначает каждое слово.
-
Эта занимательная этимология
Этимология – наука о происхождении слов. Этимология тесно связана со строением слова. Этимология рассказывает о том, как срастаются друг с другом разные морфемы, например, корень с суффиксом, образуя новые корни, из которых вырастают новые слова. Этимологию любят и взрослые, и дети. Да и кому не захочется узнать, почему ведьма называется ведьмой, медведь-медведем, а невежда – невеждой? Все эти слова произошли от одного глагола ведать, то есть «знать». Ведьма – «знающая, знахарка»; медведь – «зверь, который ведает мёд»; невежда – « мало знающий человек». Для школьников есть специальный словарь, в котором даётся этимология многих слов. Он написан писателем Л.Успенским и называется «А почему не иначе?»
-
Использованная литература:
Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко «Секреты орфографии». В.А.Иванова, З.А.Потиха «Занимательно о русском языке». И.А.Громов «Словообразование для всех».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.