Презентация на тему ""Изобразительно-выразительные средства языка"" 9 класс

Презентация: "Изобразительно-выразительные средства языка"
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
1 2 3 4 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме ""Изобразительно-выразительные средства языка"" по русскому языку, включающую в себя 31 слайд. Скачать файл презентации 2.42 Мб. Для учеников 9 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: "Изобразительно-выразительные средства языка"
    Слайд 1

    Изобразительно – выразительные средства языка

    Готовимся к ОГЭ

  • Слайд 2

    Изобразительно-выразительные средства языка.

    ТРОПЫ (лексические средства) – обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении. Цель тропа – украсить речь, сделать ее более выразительной. Фигуры речи – особое синтаксическое построение слов, словосочетаний, предложений, служащих для усиления выразительности речи. В отличие от тропов чаще всего выступает в прямом значении.

  • Слайд 3

    Эпитет- художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность(троп).

    Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум... (Н.Некрасов). Отговорила роща Золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин).

  • Слайд 4

    Гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого (троп).

    Готов задушить в объятьях.  В сто сорок солнц закат пылал ( Вл. Маяковский)

  • Слайд 5

    Литота - средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). Троп.

    Мужичок с ноготок. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)

  • Слайд 6

    Метафора (скрытое сравнение) - уподобление одного предмета другому по сходству или контрасту ( троп).

    В саду горит костер рябины красной (С.Есенин). На болотах клюквы россыпиДогорают в пепле инея (Н.Колычев).

  • Слайд 7

    Олицетворение - перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных(троп).

    Луна хохотала, как клоун (С. А. Есенин). Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)

  • Слайд 8

    Сравнение - сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

    Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами… Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела (А. С. Пушкин).

  • Слайд 9

    Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой по сходству

    1) Не то на серебре – на золоте едал.(А.Грибоедов);2) Я три тарелки съел. (И.Крылов);3) Его перо любовью дышит.(А.Пушкин);4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.(А.Пушкин);5) Город шумел.(Ю.Олеша).

  • Слайд 10

    Синекдоха – разновидность метонимии. Основана на переносе значения по количественному признаку.

    И слышно было до рассвета, Как ликовал француз Миллион казацких шапок высыпал на площадь.(Н.Гоголь);…и гордый внук славян. (А.Пушкин).

  • Слайд 11

    Оксюморон - сочетание противоположных по значению слов (фигура речи).

    «Живые мощи» (И.Тургенев) «Живой труп» (Л.Толстой) «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский) Таинственно шумит лесная тишина. (И.Бунин);  О, как мучительно тобою счастлив я.(А.Пушкин)

  • Слайд 12

    Анафора – единоначатие, повтор слов или словосочетаний в начале стихотворных слов или строк.

    Август — астры,Август — звезды,Август — гроздиВинограда и рябиныРжавой — август! ( М.Цветаева).

  • Слайд 13

    Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки (фигура речи).

    Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня!» (А.Блок)

  • Слайд 14

    Риторический вопрос – форма утверждения, не требующая ответа (фигура речи).

    Есть ли смысл обманывать себя? Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды? Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов).

  • Слайд 15

    Инверсия – обратный порядок слов.

    Выткался на озере алый свет зари.На бору со звонами плачут глухари (С.Есенин). Он из Германии туманнойпривез учености плоды (А.Пушкин).

  • Слайд 16

    Парцелляция - расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения.

    Боюсь гостиниц. Может, потому, что чувствую, что в номере когда-то остаться мне случится одному.Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.Винокуров).

  • Слайд 17

    Антитеза –резкое противопоставление понятий мыслей образов

    Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев). Стихи и проза, лед и пламеньНе столь различны меж собой. (А.Пушкин). «Война и мир» (Л.Толстой). «Преступление и наказание» (Ф.Достоевский). «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер).

  • Слайд 18

    Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение смежных предложений

    Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов). Мне нравится, что вы больны не мной.Мне нравится, что я больна не вами.(М.Цветаева).

  • Слайд 19

    Определите средства выразительности.

    А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися.

  • Слайд 20

    А3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

    1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

  • Слайд 21

    Как решить такое задание?

    Шаг 1. Находим все определения- прилагательные в предложениях.1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

  • Слайд 22

    Шаг 2.

     Определяем, какое из них употреблено в переносном значении.Довоенный- Существовавший до войны (прямое значение).Театральный - Относящийся к театру (прямое значение).Маленький - Небольшой по размерам (прямое значение).Разный - Неодинаковый, несходный в чём н. (прямое значение).Волшебный - Действующий волшебством, перен. пленительный.Безмерный - Огромный, безграничный (прямое значение).Облачный - Покрытый облаками (прямое значение).Итак, правильным ответом будет слово "волшебная", вариант 4. 

  • Слайд 23

    А 3. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.

    Шаг1. Находим все глаголы в предложениях.1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

  • Слайд 24

    Шаг 2

     Проверяем, какой из них употреблен в переносном значении, причем переносит свойства живого существа (обычно человека) на неживой предмет. Очевидно, это вариант 3- книга "разговаривала".

  • Слайд 25

    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение".

    Шаг1. Находим один из союзов как, словно, будто, точно в предложениях.1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

  • Слайд 26

    Шаг 2.

    Проверяем, уподобляется ли одно явление другому: читал книгу - глотал мороженое. Очевидно, это вариант 4- "точно глотал вкусное мороженое"

  • Слайд 27

     Укажите предложение, в котором содержится метафора.

    Шаг1. Находим слова в переносном значении.1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?3) Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи.4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

  • Слайд 28

    Шаг 2.

    Проверяем, уподобляется ли одно явление другому: книга уподобляется острову, война - морю. Очевидно, правильный ответ- вариант 2.

  • Слайд 29

    А 3.Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение.

    Когда Сережка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству. Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается. Так долго бежала, а только он хотел подобрать ее, принести домой, как она удрала. А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдешь, направо пойдешь или прямо пойдешь?

  • Слайд 30

    А.3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза.

    Рано утром, когда Сережка вышел за хлебом, во дворе не было ни души. А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. Сейчас он не ученик средней школы, он - отважный гладиатор. Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Сережка забывает, что минуту назад был физиком.

  • Слайд 31

    А.3.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении

    «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку». 1) олицетворение 2) эпитет 3) синонимы 4) сравнительный оборот

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке