Содержание
-
Методическая разработка
«Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД» Выполнил: Учитель начальных классов МАОУ СШ №151 с изучением отдельных предметов Советского района Зрячева Татьяна Ивановна
-
Введение
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, он является не только объектом изучения, но и средством обучения, т.к. на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Одной из наиболее общих категорий русского языка, по признанию специалистов, являются части речи. В них определённым образом группируются слова с близкими лексико-грамматическими характеристиками, с одинаковым способом отображения объективной действительности.
-
Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. В отличие от имени существительного, обозначающего понятие о предмете в совокупности со всеми его признаками, прилагательное суживает объем понятия, делает его конкретным и отчетливым. Поскольку одна из задач преподавания русского языка состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли не только правильно, но и точно, образно, возникает настоятельная необходимость в ознакомлении учащихся с прилагательным как частью речи, что делает тему исследования актуальной и перспективной.
-
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Объект исследования Процесс изучения имени прилагательного в начальной школе. Предмет исследования Особенности освоения имени прилагательного в рамках программы «Школа России».
-
Анализ специфики изучения темы «Имя прилагательное» в рамках программы «Школа России» с учетом формирования универсальных учебных действий. 1. Определить место имени прилагательного в системе частей речи. 2. Проанализировать раздел «Части речи. Имя прилагательное» в УМК «Школа России» в аспекте изучаемой проблемы. 3. Охарактеризовать понятие и классификацию универсальных учебных действий. 4. Выявить методические приемы изучения имени прилагательного младшими школьниками. 5. Разработать урок по изучению имени прилагательного в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий. В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; описательный метод, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение и классификацию исследуемого материала, а также творческая опытная работа по составлению методической разработки Цель Задачи
-
Понятие части речи в лингвистике Понятие «части речи» является одним из важнейших в грамматике, поэтому в трудах лингвистов прошлого делались попытки его точного и объективного определения. История учения о частях речи в русской лингвистике начинается с «Российской грамматики» М.В. Ломоносова (1756), так как именно при создании этой грамматики впервые на русском материале был проведен глубокий для того времени грамматический анализ. Грамматика М.В. Ломоносова - это уже не грамматика церковнославянского языка и не латинская или греческая грамматика, перенесенная с некоторыми изменениями на русскую почву, а грамматика, возникшая на исследовании самого русского языка. Термин «части речи» появляется лишь в XIX в. Одним из первых этим термином пользовался А.Х. Востоков в «Русской грамматике» (1831), с которой начался отход от античной схемы. Ученый рассматривал части речи как грамматические разряды слов, называл и перечислял восемь разрядов слов или частей речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, междометие.
-
Со временем в числе определяющих черт частей речи оказываются грамматические, словоизменительные свойства слов. Изменяется и само понимание части речи: она понимается не как логико-грамматическая группировка, а как грамматический разряд. Часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а четырьмя категориальными признаками: семантический (общее грамматическое значение) синтаксический словообразовательный Морфологический Необходимо отметить, что вопрос о частях речи в лингвистике до сих пор является дискуссионным. Части речи - это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи. В лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода.
-
Классификация частей речи в русском языке Традиционная классификация слов по частям речи основывается на сочетании трех критериев: «значение - форма - функция». Слова в русском языке делятся на: междометия немеждометные слова (ах, увы, стоп, спасибо) самостоятельные служебные (предлоги,союзы,частицы) знаменательныеместоименные (называют предметы, признаки, (формируют отдельную действия, отношения, количество) часть речи – местоимение) Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков: обобщенное значение, морфологические признаки, синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи). Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.
-
Имя прилагательное как часть речи это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. В состав прилагательного входят (так называемые порядковые числительные) К прилагательным относится также большая группа неизменяемых слов иноязычного происхождения, называющих признак (бордо, декольте, клеш, плиссе, хаки). Эти слова не изменяются по родам и числам и принадлежат к нулевому склонению; значение признака в них обнаруживается синтаксически, в сочетаниях с существительным: цвет бордо, брюки клеш и т.д. порядковые прилагательные местои менные прилага тельные ( мой, тот, свой, каждый)
-
Прилагательному как части речи свойственны морфологические категории рода, числа и падежа. Также необходимо добавить, что прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы. ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Анализ программы по русскому языку УМК «Школа России». Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации. Данная программа включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1-4 классах. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь - текст - предложение - слово».
-
Начальным этапом изучения частей речи является 2 класс. Учащиеся овладевают следующими умениями: распознавать и сознанно употреблять речи слова, обозначающие признаки предметов характеризовать предметы с разных сторон различать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? и слов, отвечающих на вопросы какие? (правильно ставить вопросы к имени прилагательному в единственном и множественном числе).
-
Центральное место в процессе формирования морфологических понятий отводится 3 классу. Изучение темы «Имя прилагательное» в третьем классе имеет следующие задачи: развитие умения распознавать имя прилагательное в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное; формирование умения составлять словосочетания из имён прилагательных и существительных. формирование грамматического понятия «имя прилагательное»: выделение характерных показателей (обозначение признака предмета, ответа на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменение по роду и числу, в предложении чаще всего бывает второстепенным и поясняет имя существительное); дается общее представление об изменении имен прилагательных по падежам
-
В 4 классе значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Ориентир на такие задачи: усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи (обобщённое лексическое значение имён прилагательных, их изменение по родам, числам и падежам, зависимость имён прилагательных от имён существительных) формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи усовершенствование навыка правописания родовых окончаний прилагательных развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте.
-
Методика изучения имени прилагательного в начальной школе. Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала, как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного. Поэтому для понимания имен прилагательных важно направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного. В чем это выражается: Позднее эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное. Таким образом работа над прилагательными должна идти как в плане лексики, так и в плане морфологии и синтаксиса. учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т. е. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного.
-
Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные: описание экскурсии в лес, парк, описание деревьев, птиц, зверей. Широкое применение на уроках находит наглядность в виде предметов, картин, предметных рисунков. В ходе наблюдений за теми или иными явлениями учащиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки. Эффективными являются следующие виды упражнений: В дальнейшем процесс обучения направлен на решение трех задач: формирование понятия «имя прилагательное», развитие умения точно употреблять прилагательные в речи, формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных. Все три задачи решаются во взаимосвязи. Необходимо добавить, что усвоение прилагательных основано на активном изучении взаимосвязи данной части речи с именами существительными со стороны лексики, грамматики, орфографии. Распространение предложений Восстановление деформированных предложений Составление рассказов по картинке и опорным словам
-
ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Понятие универсальных учебных действий и их классификация В широком значении В более узком значении Функции УУД: умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области
-
УУД личностные регулятивные познавательные коммуникативные Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. В свою очередь изучение имени прилагательного в младших классах позволяет формировать и совершенствовать ряд универсальных учебных действий. Основным из них является личностное УУД - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
-
Использование различных индивидуальных и коллективных форм работы учащихся на уроках, посвященных имени прилагательному, а также разных форм контроля и самоконтроля, позволяет формировать практически все УУД, перечисленные выше, в зависимости от целей, которые ставит учитель. При составлении планов уроков, посвященных изучению имени прилагательного, все задания и выполняемые на уроке упражнения анализировались мной на возможность их использования для формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В своей работе я написала план-конспект урока русского языка, посвященного изучению имени прилагательного в начальной школе. Урок составлен по программе «Школа России», авторами которой являются В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
-
Заключение При разработке уроков, направленных на изучение различных аспектов имени прилагательного, обуславливающих формирование универсальных учебных действий, учителю необходимо учитывать следующие моменты: Регулярно обращать на особенности введения прилагательных в контексты не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения. Эту работу помогают организовать следующие тексты (например, в стихотворении С.А. Есенина «Черемуха») Дети должны прочитать стихотворение и найти прилагательные. Можно спросить у ребят: Почему именно такие прилагательные написал автор в этом стихотворении? Зачем нужны такие прилагательные в этом стихотворении? Т.е. показать важность прилагательных в речи, что они делают нашу речь яркой, точной, выразительной. Использовать упражнения, позволяющие не только закрепить теорию, но и включить в речь ребенка прилагательные разных типов. Систематически обращаться к дополнительному материалу (заданиям) из методических пособий, например: ·вставить подходящее по смыслу имя прилагательное; ·составить устный рассказ, например: описать сегодняшний день.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.