Содержание
-
Реализация идей ФГОС основного общего образования в учебно-методических комплектах издательства «Просвещение»
-
Федеральные государственные образовательные стандарты
Главная задача ФГОС: создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России 2
-
ФГОС- новая парадигма отечественного образования
от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки 3
-
Научная основа стандарта -
Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход
-
Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования -
базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.Основное назначение - определить основные понятия и состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности по отдельным учебным предметам.
-
1) базовые национальные ценности; 2) основные понятия, относящиеся к областям знаний, представленным в средней школе; 3) универсальные учебные действия. В фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются:
-
Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ:предметные результаты;метапредметные результаты; личностные результатыТребования к ресурсному обеспечению (условиям) получения общего образования
Структура компонентов государственных стандартов общего образования
-
Универсальные учебные действия (УУД) –
совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включающая организацию этого процесса
-
Основные виды универсальных учебных действий:
личностные; регулятивные, включающие действия саморегуляции; познавательные, включающие логические, знаково-символические действия; коммуникативные.
-
В сфере развития личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы: основы гражданской идентичности личности, готовность к выбору предпрофильного и профильного образования; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных дилемм на основе моральной децентрации. Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)
-
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют действием целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)
-
В сфере развития познавательныхуниверсальных учебных действий выпускники овладеют основами проектно-исследовательской деятельности, широким спектром логических действий и операций, будут сформированы основы смыслового чтения. Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)
-
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий выпускники научатся действиям по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, приобретут умение работать в группе, следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества, приобретут умения, составляющие основу коммуникативной компетентности – умения ставить и решать многообразные коммуникативные задачи Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)
-
С 1 сентября 2011 г. все российские первоклассники начали обучение по ФГОС начального общего образования С 1 сентября 2012 г. начнётся обучение по ФГОС основного общего образования по мере готовности образовательных учреждений 14
-
ФГОС. Учебно-методическое обеспечение
Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. 15
-
Особенности экспертизы учебников
При экспертизе учебников на соответствие ФГОС – определяется принадлежность учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения ООП общего образования на соответствующей ступени общего образования. 16
-
Система учебников
обеспечение реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС комплексное представление информационно-образовательной среды учебного предмета, которое обеспечивает логику изложения содержания, определяет пути и уровни освоения учебного курса целенаправленное и системное изучение учебного предмета от класса к классу, от ступени к ступени 17
-
Основа разработки систем УМК (начальная и основная школа)
реализация требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ методологическая основа- системно-деятельностный подход содержательная основа – фундаментальное ядро идеологическая основа – Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России преемственность основных образовательных программ ступеней общего образования реализация требований ФГОС к информационно-образовательной среде освоение и применение межпредметных знаний (конвергенция знаний) 18
-
Система учебников «Школа России» основная школа
«Школа России» - синтез традиций и инноваций в образовании» Основу системы составляют хорошо известные учителям России завершенные предметные линии учебников, переработанные в соответствии с требованиями ФГОС : Русский язык. 5-9 классы (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцоваи д.р.) 19
-
Основные направления доработки учебников
Содержательная (соответствие фундаментальному ядру, обновление и актуализация содержания, ссылки на дополнительные образовательные ресурсы) Методическая (доработка методического и дидактического аппарата учебника, выделение рубрик и др.) Дизайнерская с учетом психолого-педагогических возрастных особенностей (переработка макетов, включение большого количества цветных иллюстраций, разработка навигационной системы) Разработка шлейфа учебника (электронное приложение, рабочие тетради, методическое пособие и др.) 20
-
Обновленные учебники линии Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
-
-
Состав УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.
Рабочие программы Учебник Поурочные разработки Тесты Карточки-задания Рабочие тетради Диктанты, изложения, тестовые задания В стадии подготовки: электронные пособия, рабочие тетради «Скорая помощь по русскому языку» для детей, плохо владеющих русским языком.
-
Основные направления доработки УМК «Русский язык» 5-9 классы линии Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.
Усилен коммуникативный аспект в обучении русскому языку. Уточнены некоторые лингвистические сведения. Введены задания, усиливающие системный характер изучаемого материала. Предусмотрены задания, нацеленные на формирование культурологической компетенции. Расширен материал, способствующий формированию российской гражданской идентичности.
-
Система учебников «Перспектива» основная школа
«Перспектива» - инновационная система учебников, разработка которой осуществлялась одновременно с разработкой ФГОС. Основу системы составляют новые учебники издательства «Просвещение», большинство из которых имеет электронные приложения и Интернет-поддержку. К этой системе относится новая завершенная линия учебниковРусский язык. 5-9 классы (Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич) 25
-
Учебно-методические пособия (основная школа)
26
-
27 27 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников образовательного процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Вновой системе образовательного процесса
-
Идеи ФГОС реализованы в новом УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевича
Реализация системно-деятельностного подхода в образовании Утверждениеличностно ориентированнойпарадигмы образования в целом Ориентация на планируемые результаты обучения Усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе Реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций
-
Особенности новой линии УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др.
направленность на взаимосвязанное развитие мышления, познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности в разных ситуациях общения; интеграция знаниевого и компетентностного подходов к представлению учебного материала; простота и лаконизм изложения теории; ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты обучения; ориентация на активную познавательную деятельность учащихся; направленность на индивидуализацию и дифференциацию обучения
-
Личностные результаты обучения
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, а также роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; умение учиться, самостоятельно получать знания в области лингвистики, организовывать исследовательскую деятельность по предмету
-
Метапредметные результаты обучения
Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом). Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально-культурными нормами речевого поведения.
-
Учебно-методический комплект «Русский язык» 5- 9 классы Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевича
1) Учебник 2) Поурочные разработки 3) Рабочие тетради 4) Рабочие программы Планируется создание электронного пособия (тренингового и справочного характера) и пособия «Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты»
-
Учебник реализует когнитивно-коммуникативный подход в обучении, что означает овладение различными видами трансформации текста (сжатие, развертывание и т.д.) интеграцию процесса изучения системы языка и процесса речевого развития ученика ориентацию на текст как на центральную единицу обучения и результат изучения предмета развитие мыслительных способностей учащихся формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни развитие умения рассуждать, выдвигать гипотезы, решать проблемы
-
Метатекстовый способ представления учебного материала в УМК
-
Фиксированный формат учебника и система «всплывающих окон»
создают возможность более эффективного изучения языкового и речевого материала; повышают информационную насыщенность параграфа; позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся; материал рубрик позволяет связать лингвистический материал с фактами других наук (истории, этнографии, культурологии и т. д.)
-
«Советы помощника» помогают развить самоорганизацию школьника
Рубрика «Советы помощника - это своеобразная система «подсказок». Каждая подсказка представляет собой последовательную систему действий, освоение которых позволит учащимся выработать навыки самоорганизации. Учащимся предоставляется возможность овладеть разнообразными видами учебной деятельности (предметными и метапредметными; умениями самостоятельной деятельности, умениями работы в группе, в паре и т. д.).
-
-
Как озаглавить текст Внимательно прочитайте текст и поймите, о чём он (определите его тему). Этот текст о лягушонке, который звонил в колокольчик. Найдите ключевые слова к теме. (Дом лягушонок, колокольчик, голубой звон, звонить в колокольчик.) Ключевое слово (или слова), которое отражает тему текста, может стать заголовком. (Голубой звон.) Предложение, в котором заключена главная мысль текста, тоже может стать заголовком. (Кто-то ведь должен звонить в колокольчик…) Советы помощника
-
1) Подстаканник — имя существительное (изменяемая часть речи), оно склоняется: подстаканник□, подстаканника, подстаканнику и т. д. в этом слове нулевое окончание, которое выражает грамматические значения ед. числа им. или вин. падежа. Основа — подстаканник□ 2) Подстаканник — это подставка с ручкой для стакана. Слово образовано от существительного стакан с помощью приставки под- и суффикса -ник→ под+стакан+ник. Такие же приставка и суффикс в слове подоконник; 3)корень слова -стакан- . Советы помощника. Образец рассуждения при выполнении морфемного разбора слова:
-
В заголовке словарной статьи фразеологического словаря часто встречаются ломаные, круглые или квадратные скобки. В ломаных скобках обычно приводятся необязательные компоненты фразеологизма: собака на сене (о том, кто сам не пользуется чем-либо и не даёт другим). В квадратных или круглых — даются возможные варианты фразеологизма: драть [пороть, сечь] как сидорову козу. Советы помощника
-
При образовании существительных приставочно-суффиксальным способом нередко используются суффиксы ий и й, которые могут не иметь полного буквенного выражения. Например: Бездорожье → без + дорог (дорож) + й (е[э]) Советы помощника
-
Следует различать некоторые придаточные изъяснительные и определительные. Придаточные изъяснительные, относящиеся к именам существительным, присоединяются с помощью союзов: Меня тревожиламысль, чтояне успею на последний автобус. Придаточные определительные, относящиеся к именам существительным, присоединяются с помощью союзных слов: Опасения, чтотревожили меня уже неделю, наконец-то рассеялись. Советы помощника
-
Придаточные места следует отличать от придаточных определительных, которые могут присоединяться к главной части союзными словами где, куда, откуда. 1) Придаточные определительные относятся с существительным, а придаточные места — к глаголам или наречиям места в главном предложении; 2) союзные слова где, куда, откуда в придаточном определительном можно заменить местоимением который, а в придаточном предложении обстоятельства места этого сделать нельзя. 3) придаточному определительному в главном предложении соответствует указательное местоимение тот, а придаточному места — наречия там, туда, оттуда (или же это местоимения и наречия можно вставить). Там , где прошло моё детство, расстилаются бескрайние степи (придаточное места). — Тот город, где прошло моё детство, был окружён бескрайними степями (придаточное определительное). Советы помощника
-
От сложноподчинённых предложений с придаточным следствия нужно отличать сложносочинённые и бессоюзные предложения с наречиями потому, поэтому: Стемнело, и потому затихли птицы. [ ], и [ ]. — сложносочинённое предложение. Стемнело, поэтому затихли птицы. [ ], [ ]. — бессоюзное сложное предложение. Стемнело, так что умолкли птицы. [ ], (так что). — сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. Советы помощника
-
оветы помощника
Чтобы изложить содержание текста в сжатом виде, необходимо: прочитать фрагмент текста ещё раз и составить его план, выделив смысловые части и микротемы каждой из них; определить, какая информация каждой смысловой части является основной, а какая — дополнительной; сократить каждую смысловую часть текста путём исключения несущественных подробностей, деталей, обобщая конкретные факты. С этой целью можно опустить некоторые члены предложения, сократить части сложных предложений или объединить несколько простых предложений в одно. Советы помощника
-
Советы помощника
Продумайте, с какой целью вы будете разрабатывать графический объект. Обсудите, по каким признакам вы будете группировать материал. Распределите обязанности. Разработайте часть графического объекта (каждый ученик свою). Обменяйтесь готовыми материалами, изучите и обсудите их. Исправьте части графического объекта так, чтобы их можно было соединить. Соедините части графического объекта в единую схему или таблицу.
-
Упражнение 303
Прочитайте ещё раз теоретический материал параграфов. Оформите эту информацию в виде таблицы или схемы (графического объекта). Примерные темы графического объекта: 1) Как лучше запомнить материал темы; 2) Степени сравнения имён прилагательных (образование и употребление); 3) Простые и составные формы степеней сравнения; 4)Особенности употребления форм степеней сравнения в различных функциональных разновидностях языка. Работайте парами.
-
Структура параграфа как способ организации познавательной деятельности учащихся
Орфографический практикум Языковой материал для наблюдения Теоретические сведения, правила, выводы Система тренировочных упражнений (языковых, коммуникативно направленных) Текст и система заданий к нему (в том числе дифференцированных, творческих)
-
Роль текста в УМК
Текстне только объект языкового и речеведческого анализа, но и образец для создания собственного речевого произведения с учётом всех социальных и прагматических факторов (особенностей ситуации и сферы общения, культурно-исторических фоновых знаний); задаёт предметную сторону речевого высказывания, является одним из средств создания ситуаций, на основе которых происходит реальное речевое общение.
-
Прочитайте текст и подумайте, о чём он.
Равнодушие В русском литературном языке XVIII в. слово равнодушие употреблялось в значении «внутреннее спокойствие, твёрдость, постоянство, свойство человека, которого внезапность или опасность возмутить и дух его востревожить не может». A равнодушный значило — «спокойным духом на всё взирающий». Однако уже в начале XIX в. эти слова приобретают новый смысловой оттенок. Равнодушие выражает «холодность, невнимательность к чему-либо, безразличие». В связи с этим и равнодушный становится синонимом слов холодный, бесстрастный, безразличный. (По В. Виноградову)
-
Задания по тексту
Найдите в тексте слово, употреблённое в старославянской форме, определите его значение. Какое слово современного языка используется вместо него? Какую роль здесь играют приставки? Подумайте, в каком значении употреблено в тексте слово дух? Используйте материал, данный на полях. С помощью каких синонимов можно передать то значение слова равнодушный, которое оно имело в XVIII веке? Выпишите из текста синонимы к значению слова равнодушный в XIX веке. Как вы думаете, равнодушие — слово «доброе» или «злое»? Почему? Свой ответ оформите в виде небольшого сочинения-рассуждения.
-
Прочитайте фрагмент текста. Чью речь воспроизводит первоклассник Денис Кораблёв? Какова тема монолога, адресованного бабушке?
Один раз я размечтался о том, чтобы дети были во всех делах главные и взрослые должны были бы их во всём, во всём слушаться. Например, пришла бы бабушка, я бы прищурился, всплеснул руками и заголосил: «Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щёки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать. Признавайся, опять в хоккей гоняла! А это что за грязная палка? Ты зачем её в дом приволокла? Что? Это клюшка! Убери её сейчас же с моих глаз — на чёрный ход!» (По В. Драгунскому)
-
Задание к тексту
Проведите лингвистический эксперимент. Представьте себе, что общение на ту же тему происходило между Денисом и учителем в школе (т. е. в официальной обстановке, с дружелюбно относящимся к герою человеком); с участковым врачом на улице (в неофициальной обстановке, с малознакомым человеком). Повлияют ли изменившиеся условия ситуации на тему, содержание и речевое оформление монолога? Воспроизведите варианты монолога с учётом этих обстоятельств.
-
Смысловое чтение
Прочитайте фрагмент из рассказа В.Шукшина «Срезал», в котором передаётся начало разговора Глеба Капустина с приехавшим в родную деревню «кандидатом» – сыном Агафьи Журавлёвой. Как вы думаете, почему в этом фрагменте собеседник Глеба не назван по имени? О чём расспрашивает Глеб земляка? Каков предмет их разговора? В каких условиях происходит общение Глеба и «кандидата»? Почему «кандидат» не сразу понимает, о чём его спрашивает собеседник? Как вы думаете, с какой целью Глеб вступает в диалог: установить дружеские отношения, что-то уточнить, обменяться мнениями по каким-то вопросам или показать свои знания, подчеркнуть своё «я»? Можно ли понять речевое намерение Глеба вне той ситуации, которая описана в предыдущем фрагменте?
-
Дифференциация и индивидуализация процесса обучения
В учебниках реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в предъявлении теоретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы; предоставлении ученику возможности самостоятельно выбрать уровень сложности предлагаемого материала, что позволяет освоить курс не только сильному ученику, но и ученику со слабой подготовкой; наличии системы разноуровневых заданий, которые позволяют вести дифферен-цированную и индивидуальную работу с учащимися (после текста даются задания в виде таблицы с разноуровневыми заданиями А (базовый уровень) и Б (повышенный уровень).
-
Пример разноуровневых заданий
-
Ориентация УМК на подготовку учеников к различным формам контроля
на уровне итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы, на уровне промежуточной аттестации в рамках урочной деятельности.
-
Каждый урок русского языка – урок развития речи
Каждый урок русского языка - не только урок овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но урок развития речи учащихся, урок формирования метапредметных умений и способов деятельности.
-
В УМК
усилена воспитательная направленность; включены сведения об истории русского языка, этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа его носителя, особенностях русского менталитета, о национально-культурной специфике русского языка; актуализированы межпредметные связи с такими учебными предметами, как иностранный язык, литература, история, география, информатика и др.
-
Рубрики «Это интересно», «Из истории языка», «Лингвистическая задачка»
Создание насыщенного интеллектуального пространства. Осуществление межпредметных связей. Развитие логического мышления. Углубление знаний о системе языка и речи. Повышение мотивации к изучению русского языка.
-
-
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Художественные метафоры, как и общеязыковые, можно развернуть в сравнения : костёр рябины — красные ягоды рябины, как яркий костер; толпа туч — множество туч, как толпа людей; слёзы дождя — дождевые капли, как слёзы; ситец небес — небо, как ситец.
-
-
-
Лингвистическая задачка
Перед вами фрагмент записки с незаконченным предложением. Как вы думаете, можно ли определить тип придаточного предложения, которое было утрачено? Привет, Макс! Я наконец-то во всём разобрался и теперь понял, что…
-
Найдите в этом предложении две пары однородных придаточных. Докажите, что их две. Когда я слышу стук колёс уносящегося вдаль поезда, мне всегда хочется вскочить на подножку последнего вагона и мчаться, мчаться неведомо куда, в те далёкие земли, которые грезились мне во сне и о которых я читал в полузабытых детских книжках, но мечте моей, видно, не суждено сбыться, потому что земель тех, наверно, и вовсе нет и большие поезда никогда не останавливаются на нашей маленькой станции.
-
Найдите в этом предложении две пары однородных придаточных. Докажите, что их две. Когда я слышу стук колёс уносящегося вдаль поезда, мне всегда хочется вскочить на подножку последнего вагона и мчаться, мчаться неведомо куда, в те далёкие земли, которые грезились мне во сне и о которых я читал в полузабытых детских книжках, но мечте моей, видно, не суждено сбыться, потому что земель тех, наверно, и вовсе нет и большие поезда никогда не останавливаются на нашей маленькой станции.
-
Формирование активного и потенциального словаря школьников
Орфографический практикум начинает каждый параграф (включает трудные для написания слова из предыдущего параграфа, а также лингвистические термины). Словарные слова на полях появляются по мере необходимости (словарные слова с трудным написанием с точки зрения орфографии; словарные статьи из орфоэпического, толкового и этимологического словарей).
-
Работа со структурированной информацией
Немаловажное значение в содержании учебника отводится работе со структурированной информацией. Здесь представлены разные графические решения схем и таблиц, алгоритмы решений лингвистических задач. Представляют новизну задания на перевод графического материала в словесную форму и наоборот.
-
-
-
-
Табличная формаморфологического разбора
-
Система творческих работ в УМК
В учебнике предусмотрено большое количество творческих работ различных видов, которые целенаправленно готовят учащихся к итоговой аттестации на выходе из основной и полной школы. Это и различные типы сочинений, сочинений-миниатюр, подробные, сжатые, выборочные изложения, сочинения по картинам, рисункам и т. д.
-
9 класс
Представьте, что вам нужно провести экскурсию по вашему городу. Вспомните, что вызнаете о его истории. Подумайте, о каких достопримечательностях расскажете. Подготовьте и запишите небольшой рассказ о родном городе. Используйте в своём тексте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
-
-
-
Новый УМК по русскому языку
Когнитивно-коммуникативный подход. Установка на активную познава- тельную деятельность ученика. Фиксированный формат учебника. Овладение средствами и способами обращения с информацией. Текстоцентрический принцип построения параграфа. Дифференцированные задания (базового и повышенного уровней).
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.