Содержание
-
Изучение орфоэпии в школе
Осташова Евгения Александровна учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 35 им. А.А. Лучинского пгт. Новомихайловский
-
Цель: Формирование у учащихся потребности владения орфоэпическими нормами русского языка, расширение словарного запаса слов в соответствии с орфоэпической нормой.
-
Задачи: По результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов: организовать сопутствующее повторение на уроках, ввести в план урока проведение индивидуальных тренировочных упражнений для всех обучающихся.
-
В школьной программе "Орфоэпия" не выделена в отдельную тему при изучении. Слова, произношение которых учащиеся должны запоминать, выделены в рамочки на полях учебников и даны в орфоэпическом словаре в конце учебника. Учитель испытывает затруднения в том, как включить эти слова в упражнения урока, чтобы их усвоение было эффективным, как привести материал в систему, чтобы орфоэпические нормы усваивались легко и прочно.
-
Система используемых упражнений
Начиная с 5-го класса, учащиеся ведут "Орфоэпический словарик». К концу 9-го класса в словариках оказываются более 500 слов. Один раз в неделю изучаем правило. Даем несколько слов для запоминания. На каждом уроке проводится орфоэпическая разминка (не более 5 минут). Через несколько уроков слова включаются в контрольный срез. Для тренировки применяются различные упражнения.
-
ПамяткаОсобенности ударения в разных частях речи
1. В некоторых именах существительных ударение является неподвижным и падает на ОСНОВУ во ВСЕХ ПАДЕЖАХ: аэропОрт - аэропОрты (но в аэропортУ), бАнт - бАнты - с бАнтами, бухгАлтер - бухгАлтеров, Икс - Иксы - с Иксом, крАн - крАны, лЕктор - лЕкторы - лЕкторов, мЕстность - мЕстностей, тОрт - тОрты - с тОртом - тОртами, шАрф - шАрфы - нет шАрфа. 2. В глаголах прошедшего времени женского рода ударение, как правило, падает на ОКОНЧАНИЕ А: бралА, бралАсь, взялА, взялАсъ, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА - исключение слова клАла, слАла, послАла, отослАла - исключение составляют глаголы прошедшего времени женского рода с приставкой ВЫ-, которая перетягивает ударение на себя: вЫлила, вЫзвала; 3. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ при спряжении ударение падает на ОКОНЧАНИЕ -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ: включить — включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт; вручить — вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт; звонить — звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт; - исключение: опОшлить (= сделать пОшлым) — они опОшлят; 4. В кратких прилагательных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на ОКОНЧАНИЕ А: слабА, сложнА, горькА,занятА, запертА, заселенА, налитА.
-
Теория:1. В заимствованных именах существительных чаще всего сохраняется то ударение, которое было в языке-оригинале.Так, в заимствованиях из английского языка ударение часто падает на первый слог.
Пример: мАркетинг, лИзинг, мЕнеджер, бАрмен. А в заимствованиях из французского языка — на последний слог. Пример: партЕр, экспЕрт, жалюзИ, амплуА.
-
Ударение в кратких прилагательных Он прав – она правА – они прАвы Он весел – она веселА – они вЕселы Он глуп – она глупА – они глУпы Он глух – она глухА – они глУхи Он горд – она гордА – они гОрды Он груб – она грубА – они грУбы Он жив – она живА – они жИва Он крепок – она крепкА – они крЕпки Он занят – она занятА – они зАняты
-
Методы запоминания ударения в словах
Рифмованные фразы Отбрось другие варианты,Ведь правильное слово — бАнты!Вся в шелках и бриллиантах,Платье в кружеве и бАнтах.Не скрыть красавице талантов,Прекрасно все — от грации до бАнтов.
-
А у нашей Марфы есть в полоску шАрфы.
Много ели тОрты , Не налезли шорты. Лучше жить без тОртов, Чем гулять без шортов.
-
Нет, вы только посмотрите:На стене опять граффИти.
Кто ни в чем не знает меры, Тот способен на афЕры Мы летали в Куршевель, В Альпах пошипатьщавЕль.
-
-
«Запоминалки»
Дого ВОР украл ВОР. Добрый доктор Айбол ИТ спрашивает: "Кто звон ИТ ?" Меняю кре МЕНЬ на ре МЕНЬ . " ТУ ча, похожая на ТУ флю" ТО лстый, потому, что любит ТО рты", В офис к нам прокрался вор и похитил догов О р. Кто на площади стоит , по мобильному звон И т? Быть куда крас И вее поможет платье синее. Чтобы много не тащит ь, нужно ношу облегч И ть. Прокисший сл И вовый компот быстро слили в огород.
-
Распределение ударений по группамМожно составлять такие группы самостоятельно или воспользоваться следующими:
договОр – приговОр – разговОр; докумЕнт – инструмЕнт – медикамЕнт; срЕдства для дЕтства; звонИт – говорИт; каталОг – диалОг – монолОг – некролОг; облегчИть – полечИть; столЯр – малЯр – школЯр; шофЁр – монтЁр; цепОчка для сынОчка; мЕтр – киломЕтр – сантимЕтр – миллимЕтр; водопровОд – газопровОд – нефтепровОд – мусоропровОд; призЫв – позЫв – созЫв; красИва – смазлИва – прозорлИва.
-
Карточки со словами
Слова запишите с обеих сторон, только с одной стороны без ударения, а со второй, выделяя ударный слог большой гласной или ударную гласную другим цветом. Здесь помогут цветные маркеры, чтобы не было путаницы. На одной карточке записывайте слова на одно правило. После переходите к прочтению и заучиванию. Когда все слова будут выучены, отложите карточки. Спустя день снова вернитесь к ним и проверьте себя. Поверните карточки к себе той стороной, где ударения нет. Прочитайте слова, а потом скажите их вслух.
-
-
-
Лэпбук
Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек. Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр. Основная ценность такого дидактического средства заключается в том, что в создании лэпбука большое участие принимает сам ребенок. Ему предоставляется полная свобода в оформлении своей книжки — любые его идеи только приветствуются. Поэтому лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень интересным. Такую книгу можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно.
-
Рисунки
-
Упражнения по теме "Орфоэпия"Упражнение 1.
Мама дала мне задание. Он весь вечер звонит по телефону. Нам всем нужно согласие в обществе. В кондитерской появились свежие торты . А этот цветок красивее! Если включишь на кухне свет, то закрой занавески. Сливовый компот – моя слабость! В расследовании причин аварии важно учесть все экспертные оценки. На праздник в детском саду моя сестра потребовала завязать красивые банты . Мама далАмне задание. Он весь вечер звонИтпо телефону. Нам всем нУжносогласие в обществе. В кондитерской появились свежие тОрты. А этот цветок красИвее! Если включИшьна кухне свет, то закрой занавески. СлИвовыйкомпот – моя слабость! В расследовании причин аварии важно учесть все экспЕртные оценки. На праздник в детском саду моя сестра потребовала завязать красивые бАнты .
-
Упражнения по теме "Орфоэпия"
Упражнение 2. Прочитайте правильно следующие слова. Проверьте себя по орфоэпическому словарю. Свекла, яичница, депо, порядочный, диспансер, отель, горчичники, музей, патент, термос, компьютер, детектив, прачечная, термин, свитер, теннис, кофе, одноименный, никчемный, лотерея, тембр, тезис, опека, фанера, двоечник, афера, претензия, дареный, термодинамика, Одесса, брюнет, нарочно, шатен, тент, кларнет, штемпель. Упражнение 3. По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение. Сформулируйте закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила. Образец: брать — брали, брал, брало, брала. Взять, занять, начать, понять.
-
Упражнение 4.
Проанализируйте текст с точки зрения правил орфоэпии, т. е. найдите слова, которые надо произносить не так, как они написаны. Укажите соответствующее правило. После этого прочитайте текст вслух. Надо всю жизнь учиться, учиться и учиться у жизни, у науки, думать и анализировать. Не успокаивайтесь на достигнутом, идите смело вперед. Помните, что жизнь и наука все время идут вперед и отставать нельзя. В работе будьте точны, аккуратны и наблюдательны. Нужно организовать свой труд, создать систему в работе. Каждый человек должен избрать ту профессию, ту жизненную работу, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать, как говорится, не за страх, а за совесть. Но молодой специалист не может быть односторонним в своем развитии и не видеть ничего, кроме своей специальности. Это глубокая ошибка. Советский молодой специалист должен быть культурным и разносторонне образованным человеком, знающим и любящим свое дело, науку, искусство, музыку, театр, спорт. Мне хочется пожелать молодежи, чтобы она была хорошо подготовлена к работе и не только в научном, но и в физическом отношении. Каждый должен быть закален, уметь хорошо плавать, бегать, стрелять, знать основы радиотехники.(Акад. В. А. Обручев)
-
Тест по теме «Орфоэпия»
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить. 2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Посадить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит. 3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) КвАртал; 2) катАлог; 3) укрАинский; 4) премировАть. 4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ОблЕгчить; 2) кухОнный; 3) икОнопись; 4) кладовАя.
-
Задание для творческих детей
Объявляется конкурс на лучший мнемонический прием, позволяющий запомнить произношение трудного для запоминания слова. Это могут быть стихи, рисунки, афоризмы, зрительные образы, аллегории, ассоциации — что угодно.
-
На каждом уроке проводить орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии, тесты, то есть работа должна быть непрерывной, постоянной. Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем. Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.