Презентация на тему "ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ" 11 класс

Презентация: ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Включить эффекты
1 из 38
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ" по русскому языку. Презентация состоит из 38 слайдов. Для учеников 11 класса. Материал добавлен в 2021 году. Средняя оценка: 4.4 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.32 Мб.

Содержание

  • Презентация: ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
    Слайд 1

    ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

    Кто говорит – тот сеет. Кто слушает – тот собирает.

  • Слайд 2

    Орфоэпические нормы – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм. Орфоэпические нормы регулируют произношение отдельных звуков в разных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их про­изношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

  • Слайд 3

    Орфоэпические ошибки влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызывать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответству­ет орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет процесс общения. Орфоэпические нормы определяются фонетической системой русского языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, которые регулируют произношение слов.

  • Слайд 4

    В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие. В русской орфоэпии принято разграничивать «старшую» и «младшую» нормы. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.

  • Слайд 5

    После твердых шипящих (ж) и (ш) гласный (а) в первом предударном слове произносится как (а), например жаргон, шагать, но перед мягкими согласными произносится звук, средний между (и) и (э), например жалеть, лошадей. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв Е и Я произносится звук, средний между (и) и (э), например весна, часы. В остальных безударных слогах на месте букв Е и Я произносится очень краткий (и), например, великан, пятачок, вынести. Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произ­носится как [ы]:пединститут – пед[ы]нститут, к Ивану – к[ы]вану, смех и слёзы – смех [ы] слёзы. При нали­чии паузы [и] не переходит в [ы]: смех и слёзы. ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

  • Слайд 6

    ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    для русского языка характерно оглушение звонких согласных на конце слова (например, в слове дуб, вместо звука Д произносится П); оглушение звонких согласных перед глухими (например, в слове дорожка вместо звука Ж произносится Ш); озвончение глухих согласных перед звонкими (например, в слове просьба вместо звука С произносится З); твёрдый согласный, стоящий перед мягким, обычно (но не всегда!) смягчается (например, в слове казнь звук З произносится мягко); в произношении слов с сочетанием чн наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского про­изношения. Согласно нормам современного русского литературного язы­ка, сочетаниечн обычно так и произносится [чн], особен­но это относится к словам книжного происхождения (бесконечный, беспечный), а также к относительно новым словам (маскировочный, посадочный). Сочетание чн произносится как [шн] в женских отчествах на -ична: Кузьмини[шн]а, Лукини[шн]а, Ильини[шн]а, а также сохра­няется в отдельных словах: коне[шн]о, ску[шн]но, пере[шн]ица, яи[шн]ица, скворе[шн]ик и др.;

  • Слайд 7

    Произноси правильно

  • Слайд 8

    ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

    некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нор­мой имеют двоякое произношение: порядо[шн]о и порядо[чн]о и др.; в некоторых словах вместо ч произноситься [ш]: [ш]то-то, [ш]то и т.п.; буква г в окончаниях -ого-, -его- читается как [в]: нико[в]о – никого, мое[в]о –  моего; конечные -тся и -тьсяв глаголах произносятся как [цца]: улыбае[цца] – улыбается; сочетание звуков ЧТ произносится так же, как и пишется. Исключения составляют слова что, чтобы, ничто, что-то; в русском языке существует такое явление, как непроизносимые согласные. К их числу относятся сочетания следующих звуков: СТН (например, счастливый), ЗДН (праздник), РДЦ (сердце), ВСТВ (чувствовать).

  • Слайд 9

    ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ

    в некоторых безударных слогах на месте буквы О произносится звук О : радиО, хаОс и т.д.; в отличие от исконно русских слов, в которых перед буквой Е согласные традиционно смягчаются, заимствованные слова могут произносится по-разному: 1) одни сохраняют твёрдое произношение перед Е: адаптер, адекватный, альтернатива, анестезия, антенна, антитеза, астероид, атеист, ателье, бутерброд, дельта, детектив, диспансер, идентичный, индекс, кашне, кодекс, коттедж, кузен, кюре, менеджер, нонсенс, панель, партер, патетический, пюре, регби, реквием, сервис, сессия, сонет, темп, тембр, теннис, термос, экспресс; 2)согласные, стоящие перед Е, смягчаются: агент, агрессия, академия, газель, дебаты, дефис, кинескоп, компетентный, крем, музей, патент, пресса, претензия, прогресс, рейд, сейф, терапевт, термин, термоядерный, террор, фанера, шинель; 3)допускается вариативное произношение: бандероль, бассейн, декан, декадент, депрессия, кредо, трек.

  • Слайд 10

    Орфоэпические нормы

  • Слайд 11

                 Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя  в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.             Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись - на первом слоге; фонарь, подполье -на втором;  ураган, орфоэпия - на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на опредёленном слоге и не передвигается  при образовании грамматических форм, в других - меняет с место (сравните: тОнна - тОнныи стенА - стЕну- стЕнами стенАм).

  • Слайд 12

    Трудные случаи произношения в русском языке:

    ударение падает на первый слог: банты, бармен, (без) умолку, блага, бунгало, вечеря, , генезис, гербовый, жаворонок, заговор, задешево, запертый, знамение, значимость, издавна, маркетинг, менеджмент, наискось, начатый, отрочество, перенятый, плесневеть, свёкла, сливовый, средства, статуя, судей, (кусок) торта, торты, тотчас, туфля, (много) туфель;

  • Слайд 13

    ударение падает на второй слог: аналог, анатом, арест, афера, балованный, безудержный, блокировать, (к) деньгам, досуг, донельзя, дремота, завидно, закупоренный, закупорить, заплесневеть, звонить, зубчатый, изыск, исчерпать, квартал, колледж, красивее, кремень, ломота, ломоть, манёвр, намерение, опека, оптовый, отчасти, платёжеспособный, принудить, сабо, столяр, танцовщица, таможня, уведомленный, факсимиле, феномен, ходатай, ходатайство, шасси, щавель, эксперт;

  • Слайд 14

    ударение падает на третий слог: агрономия, алкоголь, алфавит, апостроф, баловать, бытие, бюрократия, валовой, гастрономия, двоеженец, диоптрия, диспансер, договор, договоры, договорный, дотемна, духовник, еретик, жалюзи, каталог, кладовая, некролог, немота, непочатый, обеспечение, облегчить, ободрить, одолжить, повторим, позвонишь, полчаса, предвосхитить, (не)преминуть, соглядатай, украинский, эпилог;

  • Слайд 15

    ударение падает на четвертый слог: аристократия, асимметрия, газировать, газопровод, новорождённый, обетованный, премировать, рассредоточение, сосредоточение, узаконение, усугубить, христианин; ударение падает на пятый слог: вероисповедание, договорено.

  • Слайд 16

    Имена прилагательные

    вернА, краткое прилаг. ж.р. давнИшнийзнАчимыйкрасИвее, прил.и нареч.в сравн.ст.красИвейший, превосх.ст.кровоточАщийкУхонныйловкА, краткое прилаг. ж.р.мозаИчныйоптОвыйпрозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном ряду со словами смазлИва, суетлИва, болтлИва..., но: прожОрливаслИвовый, образовано от слИва

  • Слайд 17

    Причастия

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки

  • Слайд 20

    Некоторые закономерности в постановке ударений: Существительные мужского рода на –лог, называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге: эпилог, каталог, некролог (но : аналог) Называющие лиц по роду занятий - на среднем слоге, то есть не на части –лог: антрополог, физиолог

  • Слайд 21

    Орфоэпические нормы

    Сложные существительные с частью –проводпроизносятся с ударением на последнем слоге: водопровод, мусоропровод, нефтепровод, трубопровод Ударение у существительных женского рода на –ота зависит от того, образованы они от прилагательного или от глагола. Если образованы от прилагательных, то имеют ударение на окончании: глухота, красота, слепота, немота .Если от глаголов – на основе: ломота, дремота, острота, зевота

  • Слайд 22

    Существительные мужского рода на –анин чаще всего имеют ударение на предпоследнем слоге: марсианин, англичанин, египтянин, мусульманин Ударение на последний слог падает в словах старославянского происхождения: христианин, славянин, мещанин, дворянин

  • Слайд 23

    Орфоэпические нормы прилагательных

    В кратких прилагательных и причастиях женского рода, а также в глаголах прошедшего времени женского рода принято ставить ударение на последнем слоге : молода, брала, приняла, принята(НО:крала, клала) Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе  -ее: сильнА— сильнЕе,  больнА— больнЕе, живА— живЕе, стройнА— стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва— красИвее, печАльна— печАльнее, протИвна— протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

  • Слайд 24

    Орфоэпические нормы глаголов

    Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах - это формы прошедшего времени. Ударение в  прошедшем  времени  обычно  падает  на  тот же  слог, что и в инфинитиве:  сидЕть— сидЕла, стонАть — стонАла.  прЯтать— прЯтала, начинАть — начинАла.           Ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе: брать. быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать,лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить — жил — жИло — жИли— жилА;   ждать — ждал — ждАло— ждАли — ждалА; лить — лил — лИло— лИли— лилА. 

  • Слайд 25

    Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить— вЫжила, вЫлить — вЫлила,  вЫзвать— вЫзвала. У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе:  крАла, слАла, послАла, стлАла. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться— началсяЯ,  началАсь, началОсь, началИсь; принЯться — принялсЯ, принялАсь,  принялОсь, принялИсь.

  • Слайд 26

    У глаголов на –ировать существует тенденция к переносу ударения с последнего слога на третий от конца: блокировать, копировать, экспортировать, делегировать. НО: премировать, пломбировать, маркировать.

  • Слайд 27

    О произношении глагола звонитьв спрягаемой форме Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании:звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт. Эта традиция опираетсяна классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка

  • Слайд 28

    Орфоэпические нормы причастий

    Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ённ- ,то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведённый— проведён, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезённый — завезён, завезенА, завезенО, завезенЫ.

  • Слайд 29

       Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть— пОлотый, колОть— кОлотый, согнУть— сОгнутый, завернУть— завёрнутый.        

  • Слайд 30

    Орфоэпические нормы деепричастий

    Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав(НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

  • Слайд 31
  • Слайд 32

    Расставьте ударения в словах:

    Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, мастерски, мельком, христианин.

  • Слайд 33

    Проверьте свои ответы:

    Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.

  • Слайд 34

    Определите значения слов, составьте с ними предложения

    Атлáс – áтлас, брóня – броня, запáсник – запаснúк, крýгом – кругóм, подвúжный – подвижнóй, зáнятый – занятóй, безóбразный – безобрáзный, вúдение – видéние.

  • Слайд 35

    Проверочная работа №1 «Орфоэпические нормы»Вариант 1

    Тест 1. Отметьте нарушения норм ударения. Исправьте ошибки: 1)бармéн 6) принудúть 11) случáй 2)алкогóль 7) допризы´вник 12) добы´ча 3) ходатáйство 8) намерéние 13) звонúшь 4) углубúть 9) каталóг 14) осýжденный 5)красúвее 10)арахúс 15) экспéрт Тест 2. Отметьте нарушения орфоэпических и орфографических норм: 1) му[ш'ш']ина 6)профаши[стс]кий 11) наро[ш]но 2) экскорт 7) гренад[э]р 12) надсмешка 3) ску[ш]но 8) ло[т']ерея 13) [дэ]фект 4) [т']ермос 9) задолжность 14) протвень 5) дермантин 10) улыбал[с]я 15) факульте[ц]кий

  • Слайд 36

    Проверочная работа №1 «Орфоэпические нормы»Вариант 2

    Тест 1. Отметьте нарушения норм ударения. Исправьте ошибки: 1) партéр 6) дóсуг 11) оптóвый 2) стогрáммовый 7) гéнезис 12) крéмень 3) облегчúшь 8) ведомостéй 13) баловáть 4) мáстерски 9) новорóжденный 14) приобрéтение 5) тотчáс 10) испокóн 15) сóзыв   Тест 2. Отметьте нарушения орфоэпических и орфографических норм:1) яи[ш]ница 6) подскользнулся 11) изнеможденный 2) гравёр 7) э[н']ергия 12) дик[аа]браз 3) сле[ц]твие 8) оп[э]ка 13) [дэтэ]ктив 4) друшлаг 9) ко[фэ] 14) наци[сц]кий 5) дребе[зж]ание 10) резетка 15) до[ж'ж']и

  • Слайд 37

    Успешный человек должен быть грамотным!

  • Слайд 38

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке