Содержание
-
КАК РАЗВИВАЕТСЯ ВАШ МАЛЫШ.РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ от 0-3 ЛЕТ.
-
Цель расширить знания и представления родителей о речевом развитии детей от 0-3 лет.
-
Для чего мы собрались?
1. Речевое развитие ребенка.
-
Основные периоды развития ребенка от 0-3 лет
младенчество (от рождения до 12 месяцев)- «доречевая стадия развития ребенка» преддошкольноедетство (от 12 до 36 месяцев)- «начальный этап речевой стадии развития коммуникации»
-
Доречевая стадия развития ребенка (0-12 мес)
I этап развития речи –это рефлекторный крик младенца Крик и плач–первичные голосовые реакции ( безусловный рефлекс) К голосовым реакциям новорожденного также относят кашель, чиханье, звуки при сосании, зевании. Ребенок кричит громко с первой минуты жизни, его дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. Тренировка отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает отдельные рефлекторные звуки средние между «а», «э» 1 месяц 4 - 5 недель - реакции сосредоточения 5- 6 недель -реакция ротового внимания с 8 недель – настоящая улыбка к 9-12 неделям -появляется смех Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные гортанные звуки с пусканием пузырей, кряхтением– гуканье (начальное гуление)-истинное (певучее гуление2-3 мес) Ко 2-3 месяцу- Интонации крика. Первый социальный навык ребенка-навык общения. Основной коммуникативный мотив -это мотив просьбы. Коммуникативная интенция
-
IIэтап развития речи–этап гуления(певучее гуление) 2—3месяц Звуковые комплексы из расчлененных, но еще недостаточно четких звуков- «агу», «агы», распевное произнесение гласных звуков а, у, и, о. Голосовые реакции становятся более дифференцированными- гулениесовершенствуется и обогащается его звуковой состав «мам, амтль, пль» Интонационно окрашенный смех. 3-4 месяцактивное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету. На основе зрительного и слухового сосредоточения возникает и закрепляется мимико-соматический «комплекс оживления» (1 мес) у ребенка формируются: 1. Сосредоточение на лице говорящего. 2. Специфические слуховые реакции на все внешние раздражители : -прислушивается к голосу взрослого -узнает знакомые голоса, обращение к себе и «отвечает» на него сочетанием улыбки -адекватно реагирует на интонацию ( отличает ласковую от сердитой) -слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора с ним -наблюдает за звучащим предметом или игрушкой. -с помощью крика, который становится интонационно-выразительным, ребенок выражает свой протест или неудовольствие.
-
III этап развития речи–лепетс 6 месяцев 4-5 месяцев Речь - Характеризуется как начало лепета – произносит хорошо различимые отдельные слоги «ба», «ма», «па» и др. Понимание - Различает голоса близких, реагирует на свое имя . Начинает понимать просьбы «Дай ручку», «Иди ко мне» 6-7месяцев Речь - Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги «лепетные цепочки» «Ма-ма-ма , па-па-па» Понимание -На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом в: 7 месяцев - 1 предмет ; 8 месяцев -несколько предметов 2-3 , находящихся на постоянных местах По слову взрослого выполняет разученные ранее действия без показа, например «Ладушки», «Дай ручку» и др. 7-8 месяцев Лепет обогащается новыми звуками, интонациями, перерастает в длинные ряды слогов, характерен активный лепет. Ребенок эхолалично повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами 9-10мес-Произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками. Демонстрирует понимание обращенной речи: -воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием ( по просьбе «дай» - находит знакомый ему предмет и дает его ) -прижимается щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», - поднимают голову и глаза к лампе на вопрос «где огонек?», - ищут спрятанную у них на глазах игрушку, - при слове «нельзя» перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот. Сначала малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.
-
11-12 месяцев Речь- Слоги, входящие в лепет становятся составными частями слов : ма-ма-ма – «мама» -лепетныеслова Произнесит облегченные слова ав-ав, би-би , ля-ля, ам-ам Простые двусложные слова «мама», «папа»,«баба», «дядя» Новый интерес – рассматривание книг с картинками. Вырабатывается речевая реакция при виде определенного предмета- для обозначения использует звуковые сочетания (например: машина «би-би») Чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания- «нет», «да», «спасибо»- кивок головой (жестовая речь) К 1 году- словарь 8-10 слов (баба, киса, му, бэ и др.), которые имеют конкретное значение, иногда даже словосочетания возрастные рамки условны Понимаемая речь Проявляет первые обобщения в понимаемой речи :по просьбе взрослого находит в группе и дает несколько одинаковых игрушек, отличающихся только внешними признаками «Дай мяч, дай еще мяч…» Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имен Понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «найди», «закрой дверь», «дай чашку» и др. Понимает слово «нельзя», прекращает запрещенные действия По слову выполняет разученные действия Подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи, формируетсяимпрессивная речь.
-
Признаки нарушения раннего развития
Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета, необращенность ребенка к взрослому, позднее появление первых слов и медленное накопление словаря – все это может быть признаком неврологической симптоматики, и конечно же необходимостью консультации у специалиста !
-
Рекомендации по развитию речи
Очень важно разговаривать с ребенком с первых дней жизни, не только маме , но и всем членам семьи. Это позволит ребенку слышать разные интонации и тембры голоса. Важно комментироватьвсе, что вы делаете Этап гуления продлится примерно до полугода . Наберитесь терпения , потому, что ребенку нужно научиться пользоваться большим количеством мышц, чтобы издавать именно те звуки , которые он хочет. Ребенок не может реагировать мгновеннокак взрослый, дайте ему время , чтобы он сообразил что нужно ответить и что нужно ответить Ребенок должен видеть вашу артикуляцию Ребенка не нужно переутомлять ! Хвалите малыша ! Не один записанный голос или песня не заменят живого человеческого голоса, пойте Малыш очень любит человеческое пение , и предпочитает эти звуки другим Соска –пустышка может тормозить речевое развитие, это связано с тем, что ребенок только учится пользоваться мышцами , задействованными в речи Важно реагировать не только на крик , но и на гулениеребенка Если вы будете реагировать только на крик, то ребенок быстро поймет, что это наиболее действенный способ общения с мамой. Старайтесь больше разговаривать со своим малышом, покажите , что вы его и слышите и слушаете
-
Рекомендации по развитию речи
Пассивный словарный запас -существительные (знакомые малышу предметы) -глаголы( действия) «Дай мне мяч» ,«дай» и «покажи», «дай» -«возьми», игра «Лови –кидай» (с мячом). -жесты. -прилагательные(размер, форма, цвет) Нужно время и терпение. Вспомнить-найти -показать. Не забывайте хвалить малыша Проговаривайте названия всех игрушек и тех действий Важно чтобы ребенок понимал речь взрослого человека, чтобы самому начать говорить!
-
-
-
-
-
-
-
Шкала KID для оценки развития детей от 2 до 16 месяцев: 252 вопроса, распределенных на 5 областей: Когнитивная (память, рисование, понимание, ориентация в пространстве) Движения (мелкая и общая моторика) Язык (понимание речи, способность говорить) Самообслуживание Социальная (игра, общение с близкими, проявление эмоций и чувств). Шкала RCDI – 2000 от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев: 216 вопросов, распределенных по 6 областям: Нарушения двигательных способностей и активности, ограничение объема и силы движений, их темпа, характера или координации (ползание, ходьба, моторика и т.д.). Наличие непроизвольных движений. Нарушения коммуникативных навыков (понимание чужой речи, способность говорить, строить фразы). Нарушения социально-эмоциональной сферы (игра, общение с близкими и чужими людьми, взаимодействие со сверстниками, проявление эмоций и чувств). Когнитивные нарушения (память, рисование, письмо, чтение, понимание, ориентация в пространстве и во времени). Отсутствие элементарных навыков самообслуживания, которые типичны для детей соответствующего возраста (к примеру, умение одеваться, раздеваться, умываться, ухаживать за собой, ходить в туалет или на горшок, самостоятельно принимать пищу).
-
Оценка коммуникативного и речевого развития ребенкаМакартуровский опросник. Русская версия.«The MacArthur Communicative Development Inventory» (MacArthur CDI)«Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты» (от 8 мес. до 1 года и 5 мес.) первые признаки понимания, понимание фраз, звукоподражания, говорение слов (существительные, глаголы, прилагательные , местоимения и др.). «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения» (от 1 года 6 мес. до 3 лет)использование жестов как коммуникации и действий как с предметами , так и подражания родителям, имитационных действий ( с игрушками или предметами), использованием предметов понарошку.
-
-
Детям развиваться , а родителям как можно раньше распознать и преодолеть возникающие трудности!
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.