Содержание
-
Семинар подготовила логопед Оборина Е.В.Становление речи в онтогенезе
Активная речь проходит несколько этапов развития: крик гуление лепет слово словосочетание рассказ предложение
-
Крик младенца является первым проявлением речи ребенка
Крик здорового ребёнка – звонкий, громкий, чистый, выразительный. Крик ребенка с ОВЗ - монотонный, ослабленный, сдавленный, истощаемый или наоборот, резкий, пронзительный, надрывный (дети «группы риска»).
-
Ко 2-3 месяцу у детей появляется гуление
Гуление появляется у ребенка непроизвольно, на фоне приподнятого настроения и положительных эмоций. Ученые доказали, что малыши первого полугодия жизни не могут издавать звуки без общей двигательной актив-ности. Поэтому появление гуления всегда сопровождается и появлением «комплекса оживления». Малыш в период гуления начинает произносить гласные звуки и соединять их в различные сочетания «ага-га», «гу-у». На этапе гуления все малыши «воркуют» одинаково, произнося одни и те же звуки, независимо от страны проживания.
-
Особенности гуления у детей с ОВЗ
У детей с ДЦП звуки гуления появляются только к концу первого года жизни. Гуление слепых детей не отличается от гуления зрячих, хотя у некоторых слепых малышей отмечается более длительный период гуления. Гуление также наблюдается и у глухих младенцев. Ониобычно гулят в те же сроки, как и слышащие. У детей с тяжелым поражением арт.аппарата длительное время и вовсе отсутствует голосовая активность.
-
Период лепета можно условно разделить на 3 этапа: 1 этап (в 5-6 месяцев) - «начальный лепет» Важную роль в развитии лепета играет зрение и слух: младенец смотрит на взрослого, следит за движениями губ и повторяет услышанное. Переход к лепету возможен лишь у детей с сохранным слухом. На этом этапе ребенок произносит слоги однократно (-ба). Начало лепета совпадает у малыша с функцией сидения и дальнейшим развитием двигательной активности.
-
2 этап (в 7-8 месяцев) «Активный лепет»
Ребёнок много раз повторяет слоги, получая из них лепетные цепочки («та-та-та»), и оттачивая свое мастерство произношения. На этапе лепета ребенок, подражая взрослому, начинает отбирать и копировать только те звуки, которые свойственны именно его родному языку, осваивая, таким образом, национальную специфику родной речи.
-
3 этап (в 10-12 месяцев) «первые лепетные слова»
Первые слова чаще состоят из одинаковых слогов («па-па», «би-би») и малыш уже соотносит их с определёнными лицами, предметами и действиями. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням». Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении с ребенком.
-
Особенности лепета у детей с ОВЗ
У детей с ДЦП лепет появляется лишь к 2-3 годам и характеризуется бедностью звукового состава, отсутствием слоговых комплексов (цепочек). Дети с нарушением зрения отстают в развитии речи из-за отсутствия возможности подражания движениям артикуляционного аппарата взрослого. Они более молчаливы и не проявляют должного интереса к общению без стимуляции. У глухих и слабослышащих детей лепетанет, так как лепет является продуктом подражания речи взрослого!
-
От 1 года до 3 лет происходит становление активной речи
С появлением способности ходить - у ребенка быстро расширяются представления об окружающем мире и идет интенсивное развитие речи. В общении со взрослым малыш начинает объединять слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал.) К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Если к 2,5 годам у ребёнка нет еще элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы! В 3 года практически уже заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга и завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.