Содержание
-
Консультация для педагогов«Как развивать понимание эмоций у младших дошкольников»
Подготовилавоспитатель МБДОУ д/с № 4 “Росток” Валуева Г.А.
-
Согласно ФГОС ДО одно из направлений социально-коммуникативного развития, которое педагоги осуществляют в детских садах, - развитие эмоционального интеллекта дошкольника.Основной компонент – эмоционального интеллекта – понимание собственных эмоций и эмоций других людей. Другой компонент – управление эмоциями.
-
Развитие эмоционального интеллекта дошкольника нужно начинать с развития понимания эмоций. Чтобы делать это обоснованно и системно, следует:- обозначить основные направления работы по развитию понимания эмоций;- определить те эмоции, с которыми целесообразно организовывать специальную развивающую работу в каждой возрастной группе.
-
Работа по развитию понимания эмоций у дошкольников складывается на основе психологических принципов:- каждую эмоцию человек обозначает словами;- эмоция выражается экспрессивными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией);- эмоция возникает в конкретной ситуации.Таким образом, педагог работает в трех направлениях.
-
Первое направление – обогатить речь детей словами, обозначающими эмоциональные переживания. Обогащение происходит, когда взрослый использует большой словарный запас, описывая свои переживания в конкретной ситуации. Так во время чтения и обсуждения произведения детской литературы педагог спрашивает у ребенка, что почувствовал персонаж. Получив ответ, он называет еще подходящий один оттенок эмоции.
-
Плачет, ей грустно
-
Второе направление – познакомить с экспрессией выражения эмоций. Ребенок или взрослый понимает эмоции другого человека:- по мимике (выражению лица, движениям мышц лица);- пантомимике (движениям частей тела);- жестам (движениям рук);- интонации (выразительности голоса, изменениям высоты, силы, темпа звучания речи).
-
Чтобы развить эту способность, педагог обращает внимание дошкольника на то, как выглядит человек (или литературный персонаж), испытывающий эмоцию. Так во время чтения он просит детей внимательно рассмотреть иллюстрации и описать их.
-
Посмотрите на картинку, что случилось, почему звери испугались?
-
Когда персонаж попадает в эмоциональную ситуацию, педагог просит одного или нескольких детей показать, как это происходит. Остальные дошкольники в это время детально описывают ситуацию. Вспоминая эмоциональное событие из жизни, педагог показывает, как эмоция проявляется внешне.Посмотрите, как я округлила глазки, я показываю, как испугалась…. А вы покажите мне как испугались…
-
Третье направление – познакомить с ситуациями возникновения эмоций. Эмоция – ситуационно зависимое переживание. Задача педагога – формировать у ребенка понимание того, что эмоция возникает в определенной ситуации. При изменении ситуации или ее восприятия эмоция может измениться.
-
В педагогической практике существует три способа, как познакомить ребенка с ситуациями возникновения эмоций:- знакомить с ситуациями (опытом) реальных людей;- формировать осознание собственного опыта;- знакомить с ситуациями возникновения эмоций на примере героев детской литературы и мультфильмов.
-
В произведениях детской литературы эмоции персонажей зависят от конкретной ситуации и действий других лиц. Педагог спрашивает детей не только о том, что чувствуют персонажи, но и почему. Какой зайка, почему он промок, кто его бросил?
-
Таким образом, путь понимания, «открытия» эмоций – это создание условий для того, чтобы ребенок связал эмоцию с конкретным словом и ситуацией, которая указывает на причину ее возникновения. Организуя работу по развитию понимания эмоций, педагог должен знать, какие эмоции существуют и какие из них нужно развивать по обозначенным направлениям в каждой возрастной группе дошкольников.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.