Содержание
-
Формирование выразительной речи у дошкольников.
Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 «Солнышко» г. Ершова Саратовской области» О.В. Шарибжанова
-
«Посредством речи выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, к кому обращается. Чем выразительнее речь, тем более она характеризует говорящего как личность и определяет его психологическое состояние». И. Ю. Кондратенко
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
-
Выразительность рождается таким подбором слов, предложений, интонаций, таким их применением, которые помогают разбудить не только логическую, но также эмоциональную, волевую, эстетическую области нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения. Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
-
Интонационно выразительная речь - это эмоциональная речь. Интонация позволяет говорящему выражать различные чувства. Компоненты интонации: темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз); ритм (чередование ударных слогов); тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).
-
В детском садузакладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий.
-
Задачи по формированию выразительности речи
Вторая младшая группа: Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Средняя группа: Совершенствовать интонационную выразительность речи.
-
Старшая группа: Отрабатывать интонационную выразительность речи. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Подготовительная к школе группа: Отрабатывать интонационную выразительность речи. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях(эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
-
школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - делает человека эмоционально богатым на всю жизнь , создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы. Формирование выразительности речи у детей это комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах
-
В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряжено, повторяя за педагогом и лишь затем — самостоятельно.
-
«Игры и упражнения на развитиевыразительности речи»
«Эхо» Цель: выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни дети громко и длительно произносят звуки: ууу гудок паровоза, ааа - крик ребенка; слоги га-га-га, ко-ко ко; слова ауу, имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно. «Чей домик?» Цель: отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в Домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»
-
«Разное настроение» Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение). Взрослый называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).
-
«Весело - грустно, медленно - быстро, громко - тихо» Цель: развивать интонационную выразительность речи, зрительное внимание. Взрослый читает стихотворение и показывает детям карточки с изображением весёлого лица, грустного лица, лицо с широко открытым ртом - громко, с пальчиком около рта - тихо, ракетой - быстро, черепахой - медленно , если дети видят грустное лицо – рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению (желательно менять на каждую строку).
-
«Разные голоса» Цель: учить детей изменять тембр, ритм голоса.Лучше всего использовать этот прием при игре в кукольный театр. Взрослый предлагает ребёнку несколько ролей и просит его изменять голос, когда он говорит за разных персонажей. Очень хорошо подходят для этой цели сказки «Терем Теремок», «Кошкин дом», «Колобок».
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.