Содержание
-
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
-
Вопросы лекции Определение, функции интонации. Элементы интонации. Невербальные средства общения. Технология формирования интонационной выразительности речи у детей.
-
ИНТОНАЦИЯ – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное, повелительное значение, позволяют говорящему выразить свои чувства.
-
Функции интонации
Различает коммуникативные типы высказывания (побуждение, вопрос и др.) Различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности Оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы (синтагмы)
-
4. Выражает конкретные эмоции 5. Вскрывает подтекст высказывания 6. Характеризует ситуацию общения и говорящего
-
Информативность 55% - невербальные средства 38% - интонация, тон голоса 7% - слова
-
Элементы интонации
Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, логическое ударение, тон, паузы.
-
Мелодика
повышение илипонижение тона голоса при произнесении фразы, что придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и др.) и позволяет избежать монотонности.
-
Логическое ударение
выделение голосом наиболее важного по смыслу слова. Брат переехал на новую квартиру.
-
Способы выделения логического ударения
В устной речи: более громкое произнесение ударного слова, повышение или понижение тона голоса на этом слове, пауза перед логически ударным словом, замедленное произнесение слова.
-
На письме: выделяющим шрифтом, знаком ударения, прописными буквами, восклицательным знаком в скобках, выделяющим тире перед значимым словом, выделяющие частицы (это, только, лишь ...), наречия меры, степени (весьма,чрезвычайно) повторением слова, логически ударное слово на письме- в конце предложения.
-
Пауза
временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части. Облегчает дыхание при речи, помогает говорящему собраться с мыслями, а слушающему облегчает восприятие речи, позволяет понять смысл высказывания.
-
Виды пауз
физиологические (дыхательные), ритмические, синтаксические, логические (смысловые), психологические (связаны с чувствами), обдумывания, размышления
-
Казнить нельзя помиловать. На утес одинокий орел садится. Поездку отложить нельзя выезжать. Детей отправьте вечером встретим.
-
Темп речи
скорость произнесения звуков, слов, фраз. Темп речи – величина непостоянная. Бывает средний, медленный, быстрый. Средний темп русской речи – 120 слов в минуту.
-
Факторы, влияющие на темп речи
индивидуальные особенности говорящего, его темперамент, настроение, содержание высказывания, ситуация общения, цель общения, жанр высказывания и характер передаваемой информации.
-
Тон
это эмоциональная окраска голоса человека. Отражает разнообразные чувства, переживания, душевные состояния говорящего, передает оттенки радости и горя, печали и веселья, ласки и грубости, похвалы и порицания и т.д. Зависит от тех же факторов, что и темп речи.
-
Ритм
определенное последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Подобная упорядоченность речи делает ее мелодичной, музыкальной. Различные виды текстов по степени ритмизованности: стихи, сказки, проза.
-
Невербальные средства общения
1. Прикосновения в ситуации общения статические (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание до собеседника) динамические (поглаживание, похлопывание)
-
2. Расположение людей в пространстве дистанция общения (длинная, средняя, короткая) позиция общения (сверху, снизу, «глаза в глаза»)
-
3. Невербальные средства, передающие экспрессию в общении
- мимика (движения мышц лица), - пантомимика (моторика всего тела) / поза, осанка, поклоны, походка/, - жесты (движения отдельных частей тела)
-
Мимика отражает многие человеческие эмоции: радость, удивление, страх, страдание, влюбленность и др. Мимика правой и левой половины лица немного различается, т.к. контролируется разными полушариями мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллект. Правое – эмоции, воображение, сенсорную деятельность.
-
Работа правого полушария отражается на левой стороне лица. Считается, на этой стороне труднее скрыть свои чувства. Особенно, отрицательные эмоции. Они отчетливее отражаются именно на левой стороне лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица.
-
Пантомимика и жесты позволяют определить эмоциональное состояние человека во время речи. Ритмически согласованные с интонацией, ударениями, паузами жесты и движения тела позволяют сосредоточить внимание слушающего на тех или иных «ударных» частях высказывания. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестами. Неумеренная жестикуляция утомляет, может вызвать раздражение.
-
Наравне во словами-паразитами существуют и жесты-сорняки, отвлекающие собеседника от восприятия речи: почесывать затылок, множество раз поправлять прическу, очки и т.п., теребить пуговицу и др. Движения рук и всего тела должны быть мотивированы, порождаться естественно излагаемой мыслью, чувствами. Их необходимо тренировать.
-
Виды жестов
1. ритмические /в считалках/ 2. локальные 2.1 изобразительные /жесты показа размера, высоты, формы/ 2.2 указательные /жесты призыва, остановки, указания на что-то или кого-то, призыв к тишине/
-
2.3 символические /в пальчиковых играх/ 2.4 эмоциональные /жесты радости, сочувствия/ 2.5 модальные /«да», «нет», «конечно»/ 2.6 этикетные /приветствие, прощание/
-
Развитие умения пользоваться жестами и мимикой
1 ступень – «без слов» Знакомство с жестами и мимикой, распознавание различных эмоциональных состояний, мимические этюды. 2 ступень – «жест-мимика-слово» Учимся рационально сочетать невербальные средства с речью.
-
При каких речевых нарушениях страдает интонация?
-
Технология формирования интонационной выразительности речи у детей
1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи 2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
-
1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи Задачи: показать, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, познакомить с различными видами интонаций, средствами их выражения, научить различать разнообразные интонационные структуры в чужой речи.
-
Подготовительные ритмические упражнения на восприятие и воспроизведение ритмов /готовят к восприятию интонаций, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы/.
-
Материал для упражнений – ритмические структуры: /// - изолированные удары, /// // - серии простых ударов, // UU //- акцентированные удары.
-
1 направление. Формирование общих представлений об интонационной выразительности. 2 направление. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Средство выражения Способ обозначения /. /
-
3 направление. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Средство выражения Способ обозначения /?/ 4 направление. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Средство выражения Способ обозначения /!/
-
5 направление.Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. /уточнить средства выражения, способы обозначения; определять интонацию предложений в текстах, стихотворениях/
-
2 этап. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи Задачи: сформировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, отдифференцировать интонации в экспрессивной речи.
-
Подготовительные упражнения /развитие элементов интонации: темпа и тембра голоса, силы и высоты голоса, голосовых модуляций, логического ударения, физиологического, фонационного и речевого дыхания и др./
-
Дополнительные упражнения для тренировки дыхания
1. Трехфазовое дыхание по системе О. Г. Лобановой – Е. А. Лукьяновой В основе – учет физиологических процессов дыхания. Выдох через небольшое сопротивление в губах, пауза – момент отдыха, возврат дыхания – через нос, легкий, бесшумный.
-
2. Тренировка прерывистого дыхания (по В. К. Дурыманову) Вдох – пауза – вдох – пауза – выдох – пауза – выдох. (Повторить 10 раз) Ходьба на месте в течение 1-2 минут, дышим как в упражнении 1). Выполнить 5 приседаний, дышим как в упражнении 1).
-
3. Дыхание по методике К. П. Бутейко (экономичное дыхание) Вдох через нос (1-2 секунды) – выдох через нос (1-2 секунды) – дыхательная пауза (4-5 секунд) Вдох и выдох легкие, поверхностные. Дыхательная пауза постепенно удлиняется до 10 – 20 – 30 секунд.
-
4. Дыхание по А. Н. Стрельниковой Основное внимание – вдоху (через нос, активный, «шмыгающий»). Выдох – естественный. Базовое упражнение – «Кулачки» «Стрельниковская сотня» (4х24, 8х12, 16х6)
-
Упражнения по развитию силы голоса
1. Усиление голоса /немая артикуляция, шепот, тихо, громко/ О-О-О-О 2. Ослабление голоса /громко, тихо, шепот, немая артикуляция/ У-У-У-У 3. Прямой счет с постепенным усилением голоса: 1-2-3-4-5 4. Обратный счет с постепенным ослаблением голоса: 5-4-3-2-1
-
Упражнения по развитию высоты голоса
1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков У У У У 2. «Вопрос-ответ» Был сапожник? /высоко/ Был. /низко/ …
-
Правила работы с речевым материаломна 2 этапе
1) речевой материал подбирается по принципу «от простого к сложному», 2) весь речевой материал отрабатывается сопряженно с логопедом, отраженно, затем самостоятельно.
-
1 направление. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения
1) Упражнения по освоению ритмики слова односложные слова и предложения с ними/суп, стол, сын спит/ двусложные слова /лиса, мороз/ трехсложные и четырехсложные слова /молоко, балерина/.
-
2) Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения с ударением на первом слоге /Утром холодно./ с ударением на одном из средних слогов /Машина поехала./ с ударением на конечном слоге /Самолет летит./ с различными комбинациями по месту ударения /Станция метро./
-
3) Отработка повествовательной интонации с выделением логически ударного слова Его зовут Саша Его зовут Саша Его зовут Саша
-
2 направление. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения
1) Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, выделение вопросительной интонацией слова в начале, в середине, в конце предложения Нос? Это нос? Снежинки? Летят снежинки? Можно взять санки? Это твоя сумка? Ты идешь домой?
-
2) Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом в начале предложения /Куда ты идешь?/ в середине предложения /Ты когда пойдешь гулять?/ 3) Закрепление вопросительной интонации на материале стихотворений
-
3 направление. Работа над интонационной выразительностью восклицательного предложения
1) Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий 2) Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование, восклицание 3) Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах
-
4 направление. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети подражают голосам, интонациям героев; передают их мимику, жесты, повадки. Важна подготовительная работа.
-
Литература Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова, М., 1997. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. С-Пб., 1999. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М., 1999.
-
4. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М., 2002. 5. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, 1998. 6. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. Москва, 2006.
-
7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2004. 8. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург, 1992. 9. Винарская Е. Н., Богомазов Г. М. Возрастная фонетика. М., 2005. 10. Бейлинсон Л. С. Профессиональная речь логопеда. М., 2005.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.