Содержание
-
Консультация для родителей детей 6-7 лет на тему "Речевая готовность ребёнка к школе"
-
Цель: привлечение родителей к совместной работе по развитию речи старших дошкольников.Задачи: 1) Познакомить с критериями речевой готовности ребёнка к школе. 2)Рассказать о влиянии нарушений развития речи у ребенка старшего дошкольного возраста на обучение в школе. 3) Способствовать осознанию родителями того, что только совместными усилиями можно добиться высоких результатов по подготовке ребёнка к школе.
-
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию.
-
Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.
-
Как только ребенок начинает сидеть в манеже, его часто оставляют перед включенным телевизором или радио. Мама, облегченно вздохнув, получает возможность заняться своими делами. Но хорошо ли от этого ребенку? Безусловно, нет. И вопрос не только в том, как влияет телевидение на психику ребенка. В раннем возрасте ребенок должен не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть артикуляцию взрослого. Слова взрослого должны быть связаны с конкретной ситуацией, иначе как ребенок догадается о чем идет речь?
-
Если еще наши бабушки кормили своих детей грудью до 2-х лет, то нынешние мамы редко кормят после 3 месяцев. Часто при этом мамы еще и не жалуют пустышки и бутылочки, предпочитая кормить с ложечки или из поильника. В результате ребенок не успевает «насосать» нужные мышцы, а именно мышцы губ и кончика языка, участвующие в сосании и важные для речи. А потом такой ребенок получает протертую пищу, мягкий хлеб. В результате мышцы артикуляционного аппарата, не получая должной нагрузки, бывают не готовы к произнесению сложных звуков («ш», «р» и др.).
-
К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно.
-
Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.
-
Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.
1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит. 2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.3. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.
-
4. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.
-
В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса.Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
-
Исходя из общения с родителями детей с нарушениями речи, выделяется 3 категории родителей:1категория. Нам не нужен логопед. Я сама буду учить ребёнка говорить. Это неверная позиция. Необходимо показать ребёнка специалисту, он обследует его, разработает план по коррекции речи. Общими усилиями вы подготовите ребёнка к школе. Помните: Легче ребёнка научить, чем переучить. 2 категория. У меня нет времени, учите сами. Также неверная позиция. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости участия родителей в развитии речи ребёнка. Причём, как правило, для своего ребёнка можно найти время для общения. Необязательно учить ребёнка говорить сидя за столом. Это можно делать во время прогулки, похода в магазин, во время уборки квартиры, на кухне. 3 категория. Активное сотрудничество родителей и логопеда. Это самый верный способ подготовки ребёнка к школе.
-
Так как родители являются главными воспитателями дошкольника, то сейчас на базе детских садов и школ созданы консультативные пункты. Целью этих пунктов является помощь семье в обеспечении стартовых возможностей при поступлении в школу «домашних» детей. Посетить эти пункты может любой желающий, где получит полную информацию по всем интересующим его вопросам. С помощью таких консультаций родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников воспитания. А последовательность и регулярность занятий обязательно принесут плоды.
-
Игры на кухне по развитию речи детей.
1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.6. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….7. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….
-
Вот какого багажа знаний ждет от будущих первоклашек отечественная система образования.
-
Общее развитие
Считается, что к шести с половиной - семи годам ребенок должен: • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; • знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира; • знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей; • ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели; • иметь представления о природных и погодных явлениях; • знать основные цвета; • знать понятия «право-лево»; • знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки; • уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов; • знать праздники; • уметь рассказать, чем он любит заниматься; • самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
-
Интеллектуальное развитие
В этой области ребенок должен уметь: • решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки; • находить лишний предмет в группе; • добавлять в группу недостающие предметы; • рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы; • группировать предметы по признаку и называть его; • восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.
-
Слух, зрение, внимание, память, речь
Здесь дошкольнику нужно уметь: • находить 10-15 отличий на двух похожих картинках; • точно копировать простой узор; • описывать по памяти картинку; • запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его; • писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»); • прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку; • пересказать услышанный рассказ; • составлять рассказ по картинке!
-
Основы математики
Перед поступлением в первый класс необходимо: • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; • выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»; • знать понятия «больше-меньше-поровну»; • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур; • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте; • решать простые арифметические задачки; • уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
-
Чтение
Важно, чтобы ребенок: • отличал буквы от звуков, гласные от согласных; • мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова; • подбирал слова на заданную букву; • делил слово на слоги; • читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.
-
Навыки письма
Для успешного начала учебы в школе требуется: • правильно держать ручку и карандаш в руке; • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии; • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка; • копировать с образца геометрические фигуры; • уметь продолжить штриховку рисунка; • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.