Содержание
-
Консультация для учителей-логопедов Выполнила: учитель-логопед МКДОУ комбинированного вида д/с №11 «Чебурашка» г.Пласта Гончаренко М.А. Принципы обучения грамоте старших дошкольников с ЗПР
-
Одним из важнейших условий успешного овладения устной и письменной речью является сформированность фонематических процессов. А полноценное становление фонематической системы возможно только при условии сформированности ряда предпосылок: Анатомо-физиологических; Психологических; Социальных. В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей с задержкой психического развития (ЗПР). Примерно в 80% случаев задержка психического развития квалифицируется как задержка церебрально-органического генеза (ЦОГ). В основе ЗПР ЦОГ может лежать как повреждение, так и незрелость клеток головного мозга. Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучения грамоте детей данной категории. Такая ситуация определяет необходимость рассмотрения вопроса о создании механизма отбора содержания учебного материала и определения последовательности его изучения в процессе обучения старших дошкольников с ЗПР ЦОГ грамоте. Таким механизмом может стать совокупность принципов, учет которых позволит обеспечить полноценное формирование фонематической системы каждого ребенка.
-
На основании анализа научной литературы было выделено несколько основополагающих принципов, позволяющих обеспечить качественный отбор содержания учебного материала и определить последовательность его изучения на занятиях по обучению грамоте, в работе с дошкольниками, имеющими ЗПР ЦОГ: Онтогенетический принцип: Реализация данного принципа предполагает учет закономерностей становления фонематической системы в ходе полноценного речевого развития ребенка. Учет онтогенетических закономерностей формирования фонематической системы обеспечивает соблюдение последовательности изучения учебного материала от простого к сложному, при этом каждая сформированная ступень фонематической системы становится основанием для овладения сложной ступенью. Принцип учета артикуляционных возможностей детей: (по результатам обследования). Реализация данного принципа позволяет отбирать в работу звуки, доступные детям по произносительным возможностям.
-
Принцип учета фонетических характеристик звука : (длительности звучания, артикуляционной видимости, акустико-артикуляционной противопоставленности). Реализация данного принципа позволяет определять последовательность изучения звуков. Принцип системности: Учет данного принципа позволяет формировать осознание смыслоразличительной и смыслообразующей функций фонемы, обеспечивает овладение операциями звуко-слогового и языкового анализа. Рассмотрим сам механизм отбора содержания учебного материала и определения последовательности его изучения старшими дошкольниками с ЗПР ЦОГ.
-
1 шаг. Определение последовательности изучения гласных звуков. Первой стадией развития фонематического слуха является различение гласных звуков. Именно с изучения гласных звуков начинается обучение детей грамоте по всем предложенным программам дошкольного обучения. В работе с детьми, имеющими ЗПР ЦОГ это очень важная ступень формирования фонематической системы. У изучаемой категории детей гласные звуки в подавляющем большинстве случаев сформированы. Артикуляция гласных звуков хорошо видима, они длительны в произнесении, являются слогобразующими. Знакомство с гласными звуками позволяет отрабатывать ритмический рисунок слова и подготавливает детей к слоговому анализу слов. На основе принципа учета фонетических характеристик звука (артикуляционно- акустической противопоставленности), детям с ЗПР ЦОГ старшей группы целесообразно предложить знакомство с гласными звуками в следующей последовательности: А, У, И, О. Все изучаемые звуки должны быть в процессе обучения дифференцированы по артикуляционно-акустическим характеристикам.
-
Особый акцент должен быть сделан на дифференциацию звуков А-О, О-У, поскольку они имеют артикуляционное сходство. 2 шаг. Определение количества и последовательности изучения согласных звуков. Второй стадией развития фонематического слуха в онтогенезе является различение согласных звуков. На основании принципа фонетических характеристик звука (длительности звучания, артикуляционной видимости, акустико - артикуляционной противопоставленности) и принципа учета артикуляционных возможностей детей, отбор учебного материала и последовательность его изучения производится следующим образом: Сначала исключая все согласные звуки, произношение которых у большинства детей не сформировано; (например: Б В Г Д Ж ЗЙ К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
-
2. Затем из оставшихся согласных звуков последовательно выбираются звуки по следующим параметрам: самый онтогенетически ранний из оставшихся звуков, очевидно артикулируемый, длительно произносимый, противопоставленный артикуляционно и акустически предыдущему изучаемому звуку; Б В Г Д Й К МНПТ Ф Х Б В Г Д Й К П Т Ф Х и т. д. Важно отметить, что в работе с детьми, имеющими ЗПР ЦОГ, необходимо проведение качественной дифференциации звуков не только по их акустическим характеристикам, но и артикуляционным. Такая работа позволяет детям осознать строение артикуляционного аппарата, подвижность и не подвижность артикуляционных органов, способствует уточнению артикуляционного образа звука, выделению схожих и отличающихся элементов артикуляции звуков.
-
На каждом занятии, серии занятий должен реализовываться принцип системности. Согласно данному принципу изучаемый звук должен быть: Исследован детьми в изолированном звучании; Узнан и выделен на фоне слова; Проанализирован как единица, составляющая слово; Проанализирован как единица, обеспечивающая синтаксические связи слов в словосочетании, предложении (гласные, образующие окончания; согласные, равные предлогу, приставке). Таким образом, совокупность принципов (онтогенетического, системности, учета артикуляционных возможностей детей, учета фонетических характеристик звука) позволяет отобрать доступное для овладения детьми с ЗПР ЦОГ содержание учебного материала, определить последовательность его изучения, формировать фонематические процессы у детей данной категории как стройную, иерархически организованную систему, а значит формировать полноценную психологическую и речевую базу для овладения устной и письменной речью.
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.