Содержание
-
Ф.И.О Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 5 дошкольные группы Составитель: Терентьева О.Ф., учитель-логопед МБДОУ «СОШ» № 5 г. Югорска
-
Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.
-
Причины задержки психического развития
Биологические :-поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода;- недоношенность, симптомы желтухи;- гидроцефалия;- пороки развития и новообразования головного мозга;эпилепсия;- врожденные эндокринные патологии;- наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна;
-
- тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис);- заболевания сердца, почек;- рахит;- нарушение сенсорных функций (зрения, слуха). Социальные: -Ограничение жизнедеятельности малыша;- неблагоприятные условия воспитания, -педагогическая запущенность;- частые психотравмы в жизни ребенка.
-
Классификация ЗПР
-
-
Коррекция (ЗПР)
Коррекция ЗПР должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно. Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-дефектологом, психологом, логопедом. Для реализации задач по коррекции модально-специфических функций следует привлечь врача (психиатра или невропатолога) и нейропсихолога. Дети с ЗПР должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, относятся дозированность, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий. Особое внимание при работе уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления; эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.
-
Структура коррекционно-педагогического процесса включает следующие блоки:
I – диагностический, II – физкультурно-оздоровительный, III – воспитательно-образовательный, IV – коррекционно-развивающий, V – социально-педагогический.
-
Е. В. Мальцева выделяет 3 группы.
Первая группа— дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики. Вторая группа — дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2—3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа. Третья группа — дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность с недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.
-
Направления коррекционно-развивающей работы.
Развитие и коррекция базовых психических функций: внимание, память, восприятие. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и негативных качеств личности. Развитие и коррекция компонентов деятельности. Формирование мышления. Коррекция речи. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений. Коррекция двигательной сферы и межполушарного взаимодействия. Развитие и коррекция игровой деятельности. Развитие и коррекция простых модально-специфических функций.
-
Задачи коррекционно-логопедического обучения
Развитиеи совершенствование общей моторики; Развитиеи совершенствование артикуляционной моторики; Развитие и совершенствование ручной моторики; Развитие слухового восприятия, внимания; Формирование произносительных умений и навыков Дифференциация звуков. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры; Совершенствование лексических и грамматических средств языка; Развитие навыков связной речи; Обогащение коммуникативного опыта .
-
Условия организации логопедической работы
Взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи; Проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической); Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).
-
Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышение интереса к занятиям. Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную активность детей.
-
Очень важный элемент успешности обучения- это благоприятный эмоциональный фон, на котором протекает этотпроцесс. Стержневым моментом на этом этапе обучения являются специально организованная игра с определённой задачей
-
Для эффективной коррекционно-логопедической работы в структуру индивидуального и подгруппового занятия, которое подразумевает учёт речевых возможностей ребёнка и этапа логопедического воздействия, обязательно нужны динамические паузы – физминутки.
-
Неотъемлемой частьюкоррекционной работы на различных этапах логопедического воздействия является работа сродителями. Использование здоровьесберегающих технологий. многократное повторение дозированность, частая смена видов деятельности,
-
Осуществление коррекционной работы условно разделено на два периода:
подготовительный, основной. В подготовительный период дети овладевают интонационным выделением звуков, являющихся основным средством осуществления звукового анализа слов; Без внимание уделяется артикуляции выделенных звуков для создания четких речедвитательных образов и для дифференциации звуков (гласных - согласных, твердых - мягких, звонких глухих); Проводится работа над зрительными образами букв, включая анализ пространственного расположения их элементов, сравнение букв, сходных по количеству элементов с разным их расположением, с лишними и недостающими элементами; Вводится моделирование звукового состава слова, определяется наиболее целесообразная последовательность действий ребенка, осуществляющего звуковой анализ
-
В настоящее время не существует единых педагогических программ, обязательных к применению в специальных учреждениях для детей с ЗПР. (Программ, рекомендованных к применению Министерством Образования.) На современном этапе развития системы дошкольного образования, каждое учреждение правомочно разработать собственную образовательную программу, отбирать подходящие материалы из существующих программ, адаптируя их с учетом особенностей контингента детей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.