Презентация на тему "Речевой этикет"

Презентация: Речевой этикет
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
15 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Очень полезная презентация по обществознанию, которая познакомит учащихся с элементарными нормами речевого этикета, используемого в обществе. Автор начинает с терминологии, заканчивая конкретным моделированием той или иной ситуации.

Краткое содержание

  • Знакомство с речевым этикетом
  • Терминология
  • Акт общения
  • Пояснительные схемы
  • Формулы речевого общения

Содержание

  • Презентация: Речевой этикет
    Слайд 1

    Речевой этикет

  • Слайд 2

    “Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) "

  • Слайд 3

    Этика речевого общения

    Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально – культурных традициях.

    Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.

  • Слайд 4

    Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

    Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют

    • тактичность
    • предупредительность
    • терпимость
    • доброжелательность
    • выдержанность

    Слово - стрела, выпустишь - не вернешь

  • Слайд 5

    Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него

  • Слайд 6

    Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания

    собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

  • Слайд 7

    Терпимость состоит в том,чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях,

    избегать резкой критики взглядов собеседника.

  • Слайд 8

    Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

  • Слайд 9

    Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит своё выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.

  • Слайд 10

    Составляющие акта общения

    • начальные формулы общения
    • основная часть
    • формулы, используемые в конце общения
    • Формулы представления,
    • официального и неофициального приветствия
    • Формулы прощания
    • Формулы пожелания,
    • приглашения,
    • поздравления,
    • просьбы,
    • совета,
    • рекомендации,
    • отказа
  • Слайд 11

    Формулы представления

    - Разрешите с вами познакомиться.

    - Давайте познакомимся.

    - Будем знакомы.

    - Я хотел бы с вами познакомиться.

  • Слайд 12

    При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:

    - Моя фамилия Сергеев.

    - Позвольте (разрешите) представиться.

    - Меня зовут Валерий Павлович.

  • Слайд 13

    Представление

    - Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа.- По всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям.- Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину.- Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать.- Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).

  • Слайд 14

    формулы приветствия

    - Здравствуйте!

    - Добрый день!

    - Привет!

    - Здравствуй!

  • Слайд 15

    Здороваемся

    - В помещении здоровается первым тот, кто входит.

    - Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет.- Если увидели в окне или на балконе знакомого надо поздороваться легким поклоном, а не кричать на всю улицу.

  • Слайд 16

    - Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться.- Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине.- Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.

  • Слайд 17

    Приглашение

    - Позвольте (разрешите) пригласить вас…

    - Приходите на праздник (юбилей, встречу).

    - Будем рады видеть вас.

    Поздравление:

    - Разрешите поздравить вас с…

    - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…

    - Горячо поздравляю…

  • Слайд 18

    Просьба

    - Сделайте одолжение…

    - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…

    - Будьте любезны…

    - Не могу ли попросить вас…

    - Очень вас прошу…

    Советы и предложения

    - Разрешите порекомендовать вам…

    - Позвольте обратить ваше внимание на…

    - Я бы предложил вам…

  • Слайд 19

    Формулировка отказа

    - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).

    - В настоящее время это (сделать) невозможно.

    - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.

    - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.

    - Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

  • Слайд 20

    Формулы прощания

    - До завтра.

    - До вечера.

    - До свидания.

  • Слайд 21

    Поэтическая игра

    *Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо*Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день*Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо*Когда нас бранят за шалости говорим мы прости пожалуйста *И во Франции и в Дании на прощанье говорят до свидания *Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь здравствуйте

  • Слайд 22

    Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина.

    В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке.

    Формулы обращения

  • Слайд 23

    Уважительное отношение к участникам разговора

    В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким образом, все присутствующие оказываются в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации « Я – Ты (Вы) – Здесь – Сейчас».

  • Слайд 24

    Перебивание. Встречные реплики

    Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца.

    Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок «по ходу» речи партнёра – рядовое явление диалогов и полилогов праздноречевых жанров, рассказов и историй – воспоминаний.

    По наблюдения исследователей, перебивы характерны для мужчин.

    Кроме того, перебивание встречаются при потере коммуникативной заинтересованности.

  • Слайд 25

    “Ты” и “Вы”

    Пустое "Вы"сердечным "Ты"она,обмолвясь, заменила.

    А.С.Пушкин.

  • Слайд 26

    ВЫ – общение

    В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин.

  • Слайд 27

    Ты - общение

    Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.

    При установившихся отношениях Вы – общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания Ты – общения. Это является деструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт.

  • Слайд 28

    ВЫ

    Обращение на “Вы" свидетельствует о большей вежливости:

    • К незнакомому, малознакомому адресату
    • В официальной обстановке общения
    • При подчеркнуто вежливом , сдержанном отношении к адресату
    • К равному и старшему (по возрасту, положению) адресату

    ТЫ

    Обращение на “Ты" свидетельствует о меньшей вежливости:

    • К хорошо знакомому адресату
    • В неофициальной обстановке общения
    • При дружеском, фамильярном,интимном отношении к адресату
    • К равному и младшему (по возрасту, положению) адресату
  • Слайд 29

    Принято считать, что Ты – общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной близости и что переход на Ты – общение является попыткой интимизации отношений.

    Паритетные отношения как главная составляющая общения не отменяют возможности выбора Вы – общения и Ты – общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций.

    Один и те же участники общения в разных ситуациях могут употреблять местоимение «вы» и «ты» в неофициальной обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввести в речевую ситуацию элементы ритуального обращения.

  • Слайд 30

    Таким образом, речевой этикет позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником в определённой тональности, в различной обстановке общения, отражать разный характер взаимоотношений общающихся и т. п.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке