Содержание
-
Лексические нормы
Архипова Л.В., учитель русского языка и литературы
-
Готовимся к ЕГЭ
I.Какой ряд состоит из слов, где пропущены только безударные гласные, проверяемые ударением? 1) акц…нтировать, макул...тура, посв...тить, к...снуться; 2) п...лковник, ц...низм, дикт…тура, ар...мат; 3) возгл…влять, б...лизна, п...хучий, ир...ничный; 4) ярм...рка, объед...нение, фр...гмент, б…льной
-
II. В каком слове пишется н? 1) взволнова...ый; 2) деревя...ый; 3) серебря...ый; 4) осмея...ый.
-
III.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) возр…ждение, оч…рованный, осл…жнение, препод...вать; 2) пр...творить дверь, пр...ходящий учитель, пр...скробный факт, пр...брежный город; 3) не...говорчивый, бе...толковый, ра...веселый, и...тонченный; 4) небез...вестный, с...грать, из...сканный, меж...нститутский.
-
IV. В каком ряду все слова пишутся через дефис? 1) (пол)жизни, (экс)чемпион, (юго)запад, (кое)где; 2) (по)английски, (из)редка, (кино)фильм, бледно(розовый); 3) (из)давна, (пол)Москвы, (черно)глазый, (как)то; 4) (торгово)промышленный, все(таки), (во)первых, (диван)кровать.
-
Проверь себя! I – 1) II – 3) III - 4) IV – 4)
-
Повторим! Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-
Пол - Полу - гласная Большая буква Л - Через дефис - Всегда слитно
-
Повторим! Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу- Повторим! Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-Пол (лимона) Пол - листа Пол - апельсина Пол - Байкала Полмандарина Полумесяц Пол (лимона) Пол (листа) Пол (апельсина) Пол (Байкала) Пол (мандарина) Полу (месяц)
-
Лексические нормы
Лексические нормы речи – это правила употребления слов в речи, т.е. точность выбора слова соответственно смыслу высказывания и уместность применения его в общественном значении и общепринятых сочетаниях.
-
Основные причины речевых ошибок: 1. Непонимание значения слова. - Употребление слова в несвойственном ему значении. - Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики. - Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика). - Неправильное употребление паронимов.
-
2. Нарушение лексической сочетаемости. Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов - оксюморон. В сложных случаях, когда трудно определить, можно ли употребить вместе те или иные слова, необходимо пользоваться словарем сочетаемости
-
3. Многословие. Встречаются следующие виды многословия: - Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов. - Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте. - Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. - Расщепление сказуемого. Замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием. - Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы и отдельные слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания.
-
4. Лексическая неполнота высказывания. Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова. 5. Незнание точного значения и неправильное употребление новой и устаревшей лексики; слов иноязычного происхождения.
-
6. Неуместное употребление лексики ограниченного употребления и стилистически маркированной лексики. Слова ограниченного употребления (диалектная, специальная и жаргонная лексика) должны быть сведены к минимуму, так как употребление их делает речь непонятной. 7. Неправильное употребление многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов. При употреблении многозначных слов (как и при употреблении омонимов) очень важен контекст.
-
Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и её правильности. Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках
-
Объясните, из-за чего возникает комический эффект в известной шутке: «Шёл дождь и два студента, один в пальто, другой – в университет»?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.