Содержание
-
ЗАНЯТИЕ № 3. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЯЗЫКОВОЕ ЯВЛЕНИЕ СЧИТАЕТСЯ НОРМАТИВНЫМ, ЕСЛИ ОНО ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ТАКИМИ ПРИЗНАКАМИ, КАК: - соответствие структуре языка (языковым законам); - массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих; общественное одобрение и признание. Языковые нормы НЕ ПРИДУМАНЫ ФИЛОЛОГАМИ, они отражают определённый этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путём. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом − они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их. ЯЗЫКОВАЯ НОРМА – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических средств. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
-
К ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКАМ ЯЗЫКОВОЙ НОРМЫ ОТНОСЯТСЯ: - произведения писателей-классиков; - произведения современных писателей, продолжающих классические традиции; - публикации средств массовой информации; - общепринятое современное употребление; - данные лингвистических исследований. ТИПЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ: - НОРМЫ СОГЛАШЕНИЯ: «строить – построить» можно, а «ложить-положить» − запрещено. Эти нормы не поддаются логическому объяснению, их нужно заучивать, они конвенциональны. - НОРМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАКОНАМИ ЯЗЫКА: идти, а не итти или ийти, т.к. от иду.
-
СТЕПЕНИ НОРМАТИВНОСТИ Норма 1-й степени — строгая, жесткая, не допускающая вариантов. Например: категорически нельзя: более худшее, машына, нельзя нарушать правила спряжения, склонения, согласования, управления и пр. Норма 2-й степени— нейтральная, допускает равнозначные варианты. Например: орфоэпические варианты (будни[ш]нийи будни[ч']ный), морфологические и словообразовательные (проказить и напроказничать), варианты грамматических форм (чаю и чая, каплет и капает), синтаксические варианты (исполненный чем и исполненный чего, жду письмо и жду письма). Норма 3-й степени — более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм. Например: дЕньгами (не в дЕньгах счастье), кофе (ср. род), менее четкое произношение, о`кей, вау.
-
ЯЗЫКОВАЯ НОРМА ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ 1.Устойчивость и стабильность, обеспечивающие равновесие системы языка на протяжении длительного времени. 2.Общераспространенность и общеобязательность соблюдения правил. 3. Литературная традиция и авторитет источников (при этом следует помнить об авторской индивидуальности, способной нарушить нормы, что является оправданным). 4.Культурно-эстетическое восприятие (оценка) языка и его фактов; в норме закреплено все лучшее, что создано в речевом поведении человечества. 5. Динамический характер (изменяемость), обусловленный развитием всей системы языка, реализующейся в живой речи. Норма может быть императивной (т. е. строго обязательной) и диспозитивной (т. е. не строго обязательной). Императивная норма не допускает вариантности в выражении языковой единицы, регламентируя только один способ ее выражения. Нарушение этой нормы расценивается как слабое владение языком (например, ошибки в склонении или спряжении, определении родовой принадлежности слова и др.). Диспозитивная норма допускает вариантность, регламентируя несколько способов выражения языковой единицы (например, чашка чая и чашка чаю, творог и творог и т. д.).
-
В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ УРОВНЯМИ ЯЗЫКА И СФЕРАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМ: 1.ОРФОЭПИЧЕСКИЕ (произносительные), связанные со звуковой стороной литературной речи, ее произношением. 2.ЛЕКСИЧЕСКИЕ, связанные с правилами словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц. 3.ГРАММАТИЧЕСКИЕ нормы, которые подразделяются на два вида: морфологические, связанные с правилами образования грамматических форм слова; синтаксические, связанные с правилами употребления словосочетаний и синтаксических конструкций.
-
ОСНОВНЫЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Орфоэпические (греч. orthos – правильный + греч. epos – речь) нормы – нормы произношения и ударения 1. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЯ ЧН. Наличие вариантов произношения слов с чн связано с утратой правил старого московского произношения, диктующих произносить чн как шн, и появлением тенденции к сближению звучания с написанием. Проявлением побуквенного произношения становится фиксация современными орфоэпическими словарями обоих вариантов в качестве нормативных. Произношение [шн] требуется сохранять в следующих случаях: а) женских отчествах – Савви[шн]а, Фомини[шн]на, Ильини[шн]а, Кузьмини[шн]а; б) отдельных словах: горчи[шн]ик, деви[шн]ик, коне[шн]о, наро[шн]о, оче[шн]ик, подсве[шн]ик, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, ску[шн]о, яи[шн]ица, було[шн]ая; в) некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с нормой произносятся двояко: порядо[шн]о и порядо[чн]о; г) в отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ыйудар — серде[шн]ый друг. 2. ПЕРЕХОД УДАРНОГО Е В О: правильное произношение [е] или [о] после мягких согласных под ударением (на письме — е и ё) часто вызывает затруднение у говорящих. - произносится с гласным [е]: афера, бытие, житие, зев, местоименный, опека, приведший, забредший; - произносится с гласным [ё]: берёста, жёлоб, заём, жёрдочка, манёвры, новорождённый, одноимённый, никчёмный, осуждённый, приобретённый, принесённый, смётка, остриё, шёрстка, блёкнуть, поблёкший, затёкший, принёсший, привёзший; допустимы оба варианта: белесый и белёсый, блеклый и блёклый, желчь и жёлчь, решетчатый и решётчатый; иногда выбор [е] или [о] после мягких согласных дифференцирует разные слова: небо и нёбо, все и всё, истекший (о времени) и истёкший (о жидкостях).
-
3. НЕРАВНОМЕРНЫЙ ПРОЦЕСС СМЯГЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД ГЛАСНЫМ Е В ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВАХ
ОТСУТСТВУЕТ СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД Е В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВАХ: ад[э]кватный, ад[э]ноиды, альт[э]рнатива, ан[э]ст[э]зия, ант[э]нна, аст[э]роид, ат[э]изм, ат[э]лье, бут[э]рброд, ват[э]рлиния, ват[э]рполо, вунд[э]ркинд, галиф[э], гант[э]ль, ген[э]тика, геод[э]зия, грот[э]ск, д[э]баркад[э]р, деликат[э]с, д[э]льта, д[э]марш, д[э]мпинг, д[э]нди, д[э]т[э]ктив, д[э]-факто, д[э]-юре, диспанс[э]р, ди[э]та, ид[э]нтичный, инд[э]кс, инт[э]рвидение, инт[э]рвью, инт[э]рнат, инт[э]рпретация, инт[э]рьер, кабар[э], кап[э]лла, кар[э], каф[э], кафет[э]рий, кашн[э], код[э]кс, компьют[э]р, котт[э]дж, корт[э]ж, куп[э], лаз[э]р, мод[э]ль, мот[э]ль, н[э]с[э]сс[э]р, от[э]ль, пант[э]он, парт[э]р, пенсн[э], полон[э]з, пот[э]нциальный, поэт[э]сса, прот[э]кция, про[э]кт, р[э]квием, р[э]ном[э], свит[э]р, сент[э]нция, с[э]псис, синт[э]з, сон[э]т, спринт[э]р, ст[э]нд, стр[э]сс, т[э]зис, т[э]мбр, т[э]мп, т[э]нд[э]нция, т[э]нд[э]р, т[э]ннис, т[э]нт, т[э]рмос, т[э]ррор, тир[э], тунн[э]ль, турн[э], фарват[э]р, фон[э]тика, форт[э]пиано, цитад[э]ль, шед[э]вр, шосс[э], шт[э]мпель, шт[э]псель, экст[э]рн, эн[э]ргия. СМЯГЧАЮТСЯ СОГЛАСНЫЕ ПЕРЕД Е В СЛЕДУЮЩИХ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВАХ: академия, акварель, аккордеон, бассейн, бенефис, газета, герцог, девиз, декларация, демагог, демократия, деспот, дефис, истерия, кегли, леди, миллионер, молекула, музей, нервы, одеколон, пакет, патент, патефон, пионер, пресса, претендент, ректор, ремарка, рента, секция, сенат, серия, схема, теорема, теория, термин, термометр, территория, техника, факультет, фанера, шинель. ОБА ВАРИАНТА ПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИЗНАЮТСЯ РАВНОПРАВНЫМИ: агрессия, декан, декада, демонтаж, депо, дефис, крейсер, крем, конгресс, либретто, претензия, прогресс, сейф, сессия, терапевт, террор, кредо, федерация, фланель, форель, экспресс.
-
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ –ассимиляция (уподобление):лаборатория – лабо[л]атория; брандспойт – брандс[б]ойт; – диссимиляция (расподобление): трамвай – тра[н]вай; коридор – ко[л]идор; – диереза (выкидка, выпадение):вм. брелок, брелоки – брел_ ки, брел_ков; вм. времяпрепровождение – времяпровождение; – эпентеза (вставка): я[в]ства (кушанья), беспреце[н]дентный, дерма[н]тин, вм. яства, беспрецедентный, дерматин. ПРАВИЛЬНО звонИт, включИт (включИм, включИте, включАт), красИвее, премирУю, тОрты, бАнты, срЕдства, квартАл, деньгАми (дЕньгами – допустимо, но это устаревший вариант), возбужденО, осуждЁнный, прикрЕпит, некролОг, каталОг, впилАсь, развилАсь, фенОмен, обеспЕчение, киломЕтр, новорождЁнный, рожЕница, ракУшка, щавЕль, Искра, свЁкла, ходАтайство, слИвовый, грУшевый, кУхонный, Иконопись, облегчИть, ободрИть, нормИровАть, нефтепровОд, углубИть, баловАть, завИдно, чЕрпать, оптОвый, пАмятуя, предвосхИтить, столЯр, украИнский, щавЕль, валовОй, устАвный, дебитОр, крЕдИт (в зависимости от значения), начАть (но нАчат), мАркетинг, диспансЕр, экспЕрт, пОнял, прИбылей, (нет) сирОт, Отраслей, мОщностей, (по) средАм, христианИн, кОлледж, бАрмен, мастерскИ, бытиЕ, мИзерный.
-
ОСНОВНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Лексические нормы – это нормы правильного словоупотребления, учитывающие правильность выбора слова, а также уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях. НЕТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ А) Использование совершенно неподходящего слова, например: В душе Андрея накапливалось противоречие к войне. Б) Подмена понятий, возникающая вследствие недостаточно четкой их дифференциации: Приближения дня премьеры коллектив театра ждет с особым волнением. Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. В) Смешение паронимов: Заглавную роль в кинофильме «Воскресенье» сыграла Татьяна Самойлова. Г)Неточное употребление синонимов, например: черный конь, часы торопятся, нарядный китель. Д) Не устраненная контекстом многозначность слова, например: К 25-ти годам сын остепенился. Мы прослушали все ваши замечания. Е)Алогизм(сопоставление несопоставимого): Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.
-
Ж) Неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения родовых и видовых категорий: При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 кг молока. В любое время суток медицина должна прийти на помощь ребенку. З) Нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий: Нужно подумать о кормах на зиму для общественного животноводства. Нам рассказали о писателе и прочитали отрывки из его творчества. И) Несоответствие посылки и следствия: Быстрота размножения вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с ними борьба. 2. НЕСОВМЕСТИМОСТЬ СЛОВ ДРУГ С ДРУГОМ А) Нарушение лексической сочетаемости: Хотя в этих соревнованиях наши любимые фигуристы одержали поражение, зрители приветствуют их стоя. Может, и к тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не смыкая взгляда синего. Котловина производила уютное впечатление. Б)Нарушением предметно-логических связей слов: большая половина, облокотиться плечом. В)Несоответствием слова стилистической окраске текста. Нарушение стилевого единства высказывания происходит в результате немотивированного использования: а) слишком низких для данного текста слов (разговорных, просторечных, жаргонных и т.д.); б) слишком высоких для данного текста слов (научных, архаичных, официально-деловых – так называемых канцеляризмов и др.), которые оказываются высокопарными и претенциозными. Г)Нарушением хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой (анахронизм): В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.
-
3. РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ: На стене висели разные писатели. Вяжем варежки из шерсти заказчика. 4. РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ А. ЛЯПАЛИССИАДЫ, т.е.абсурдная речевая избыточность. Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. Б.ПЛЕОНАЗМ(от гр. pleonasmos — излишество) - употребление в речи близких по смыслу и потому излишних разнокоренных слов (главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак и т. п.). Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов (расцеловал и облобызал; долгий и продолжительный; мужественный и смелый; только лишь; тем не менее, однако; так, например). В. ТАВТОЛОГИЯ(из гр. tauto — то же самое, logos - слово). Тавтология как явление лексической стилистики может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь), а также при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (памятные сувениры, впервые дебютировал, необычный феномен, движущий лейтмотив). В последнем случае иногда говорят о скрытой тавтологии.
-
5. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ А) Немотивированное изменение состава фразеологизма: со всех своих длинных ног она кинулась бежать; тренер сделал хорошую мину. Б) Искажение лексического состава фразеологизма: хоть кол на голове чеши; провести вокруг пальца. В) Обновление грамматических форм: дети заморили червячков и развеселились; семи пядей на лбу. Г) Контаминация (т.е. смешение) элементов разных фразеологизмов: предпринять меры, играть главную скрипку.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.