Содержание
-
Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д.С. Лихачев Человек, равнодушный к своему языку,-дикарь. К. Г. Паустовский
-
Цель урока
Повторить, углубить и обобщить знания о средствах художественной выразительности ; воспитывать у учащихся любовь к родному языку; повышать культуру речи учащихся, развивать у них навыки анализа языковых единиц с точки зрения точности и уместности их употребления; учить видеть связь языка с историей народа.
-
Лексические нормы русского литературного языка
-
Литературный язык — высшая форма национального языка и основа культуры речи. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности:
— политику, — законодательство, — культуру, — словесное искусство, — делопроизводство, — межнациональное общение, — бытовое общение
-
Литературный язык обладает своими особенностями
— устойчивость (стабильность), — обязательность для всех носителей языка, — обработанность, — наличие устной и письменной формы, — наличие функциональных стилей, — нормированность
-
Норма литературного языка -
это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций. Основное свойство норм — их обязательность для всех говорящих и пишущих по-русски. Можно указать еще на два важных свойства норм: их устойчивость и в то же время историческую изменчивость.
-
Побеседуем!
Каково значение слов в жизни человека? Приведите примеры из истории, из истории развития человечества того, что без слова человек не может существовать. Что называется словарным запасом человека? Что может сказать о человеке его лексикон? Вспомните примеры из художественных произведений, герои которых имели небольшой лексикон или допускали речевые ошибки.
-
Основные типы речевых ошибок
-
Неверное словообразование. Запомните!
Будущий Жаждущий Дерматин Дуршлаг Интриган Инцидент Будующий Жаждующий Дермантин Доушлаг Интригант Инциндент Верно Неверно
-
Благодаря поддержке Вследствие предстоящих событий Благодаря предательству Ввиду предстоящих событий Смысловая несочетаемость выбранного предлога с существительным Сравните, найдите ошибку
-
Использование в одном предложении несочетаемых слов
Для детей в сентябре наступает эра учёбы. Для детей в сентябре наступает время учёбы.
-
Смешение слов в несвойственном ему значении
Они лежали на спине ничком Они лежали навзничь
-
Смешение синонимов
Нужно ликвидировать пороки выпускаемой продукции. Нужно ликвидировать дефектывыпускаемой продукции.
-
Использование логически несовместимых понятий
Природа в этом стихотворении наполнена олицетворениями. Стихотворение о природе наполнено олицетворениями.
-
Плеоназм-лишние слова, содержащие избыточную информацию
Будущие перспективы Сувенир на память Период времени Негодовал от возмущения
-
Тавтология-родственные слова в пределах одного предложения
Громко грохочет Следуетотметить следующее
-
Неоправданный пропуск слова
Контролировать поведение нужно все время. Контролироватьсвое поведение нужно все время.
-
Неоправданное использование канцеляризмов
В данном стихотворении вышеозначенные причины объясняют состояние человека.
-
Использование в одном контексте лексики разных стилей
Эпитеты с официально-деловой лексикой, устаревшие слова, если они не нужны для исторической стилизации
-
Использование фразеологизмов с нарушением их состава.
Постигла удача Львиная часть Постигла неудача Львиная доля
-
Внимание!
Иногда фразеологизмы путают Нельзя говорить: играет значение Следует говорить: играет роль Нельзя говорить: повысить кругозор Следует говорить: расширить кругозор
-
Смешение паронимов
Абонемент- Абонент Абонемент-документ, удостоверяющий личность; Абонент-человек, имеющий право пользования)
-
Адресат-Адресант Адресат (получатель письма) Адресант (отправитель письма)
-
Задание 3. Лексическое значение слова.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПЛОД, -а, муж. 1. Часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена. Односемянный, многосемянный п. Сочные плоды (фрукты, ягоды). Сухие плоды (бобы, стручки, орехи, жёлуди). Зрелый, незрелый п. Съедобные плоды. 2. Организм человека (животного) в утробе матери (самки). Развитие плода. 3. перен., чего. Порождение, результат чего-н. Плоды размышлений. П. многолетнего труда. П. небрежности. Ответ: ___________________________.
-
Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения. Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач. ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников. Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня. В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.
-
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
-
Задание 24 Из предложений 13–15 выпишите синонимы (синонимическую пару)
(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные. – (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван. (15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.
-
Задание 26. Средства художественной выразительности
«Н.С. Лесков создаёт образ героя с помощью различных выразительных языковых средств. Автор предоставляет Селивану возможность высказаться, выразить своё представление о том, как следует поступать человеку. С этой целью писатель использует такую форму речи, как (А)_________ (предложения 18–23, 28–38). Чувства персонажей Н.С. Лескову помогают выразить синтаксическое средство – (Б)_________ (предложения 6, 36) и лексическое средство – (В)_________ (в предложении 13). О выражении благодарности по отношению к Селивану автор говорит, используя такое синтаксическое средство, как (Г)_________ (в предложениях 24, 26, 42)». Список терминов: 1) фразеологизм 2)восклицательные предложения 3) антонимы 4) цитирование 5) диалектизм 6) ряды однородных членов предложения 7) диалог 8) олицетворение 9)синонимы
-
Список терминов: 1) фразеологизм 2) восклицательные предложения 3) антонимы 4) цитирование 5) диалектизм 6) ряды однородных членов предложения 7) диалог 8) олицетворение 9) синонимы
-
«Переводчик»
В миниатюре Л. Петрушевской замените придуманные слова словами с понятным лексическим значением Сяпалакалуша по напушке и увязила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!» Калушатаприсяпали и бутявкустрямкали. И подудонились. А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-тонекузявая!» Калушатабутявкувычучили. Бутявкавздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: «Бутявок не трямкают. Бутявкидюбые и зюмо-зюмонекузявые. От бутявокдудунятся». А бутявкаволит за напушкой: «Калушатаподудонились! Зюмонекузявые! Пуськибятые!»
-
Возможен вариант перевода
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:- Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка!Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.А курица говорит:- Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная!Цыплята божью коровку выплюнули.Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.А курица говорит цыплятам:- Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся.А божья коровка говорит за опушкой:- Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы!
-
Паронимы
Спишите с доски предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов. Это был умный, красивый, горделивый человек. Ты совершил поступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глиняная. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.
-
Спишите с доски предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов. Это был умный, красивый, гордый человек. Ты совершил проступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глинистая. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотного газа.
-
Распределите пары слов в таблице
Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить (учебу), искусный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), доктор - врач, усвоить - освоить, горячий - жаркий, трудолюбие - лень, край (обрыва) - край (область), невежа - невежда, взрослый - детский, глиняный - глинистый, дефект - недостаток, радость - грусть, ненастный - пасмурный, горн (музыкальный инструмент) - горн (в кузнице).
-
-
Фразеологизмы
Найдите пары фразеологизмов-антонимов. Укажите значения фразеологизмов.
-
Пары фразеологизмов-антонимов
Голубая кровь сердце кровью обливается вставлять палки в колеса хоть пруд пруди Черная кость сердце обросло мохом дать зеленый свет. кот наплакал
-
-
-
-
-
-
Домашнее задание
Напишите сочинение-рассуждение на тему: Нужно ли учиться грамотно говорить?
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.