Презентация на тему "Лексические нормы русского литературного языка, урок в 10 классе"

Презентация: Лексические нормы русского литературного языка, урок в 10 классе
Включить эффекты
1 из 44
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
13 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Лексические нормы русского литературного языка, урок в 10 классе" для 10 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 44 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Лексические нормы русского литературного языка, урок в 10 классе
    Слайд 1

    Самая большая ценность народа – язык, на  котором он пишет, говорит, думает. Д.С. Лихачев Человек, равнодушный к своему языку,-дикарь. К. Г. Паустовский

  • Слайд 2

    Цель урока

    Повторить, углубить и обобщить знания о средствах художественной выразительности ; воспитывать у учащихся любовь к родному языку; повышать культуру речи учащихся, развивать у них навы­ки анализа языковых единиц с точки зрения точности и умест­ности их употребления; учить видеть связь языка с историей народа.

  • Слайд 3

    Лексические нормы русского литературного языка

  • Слайд 4

    Литературный язык — высшая форма националь­ного языка и основа культуры речи. Он обслужива­ет различные сферы человеческой деятельности:

    — политику, — законодательство, — культуру, — словесное искусство, — делопроизводство, — межнациональное общение, — бытовое общение  

  • Слайд 5

    Литературный язык обладает своими особеннос­тями

    — устойчивость (стабильность), — обязательность для всех носителей языка, — обработанность, — наличие устной и письменной формы, — наличие функциональных стилей, — нормированность

  • Слайд 6

    Норма литературного языка -

    это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций. Основное свойство норм — их обязательность для всех говорящих и пишущих по-рус­ски. Можно указать еще на два важных свойства норм: их устойчивость и в то же время историческую изменчивость.

  • Слайд 7

    Побеседуем!

    Каково значение слов в жизни человека? Приведите примеры из истории, из истории развития человечества того, что без слова человек не может существовать. Что называется словарным запасом человека? Что может сказать о человеке его лексикон? Вспомните примеры из художественных произведений, герои которых имели небольшой лексикон или допускали речевые ошибки.

  • Слайд 8

    Основные типы речевых ошибок

  • Слайд 9

    Неверное словообразование. Запомните!

    Будущий Жаждущий Дерматин Дуршлаг Интриган Инцидент Будующий Жаждующий Дермантин Доушлаг Интригант Инциндент Верно Неверно

  • Слайд 10

    Благодаря поддержке Вследствие предстоящих событий Благодаря предательству Ввиду предстоящих событий Смысловая несочетаемость выбранного предлога с существительным Сравните, найдите ошибку

  • Слайд 11

    Использование в одном предложении несочетаемых слов

    Для детей в сентябре наступает эра учёбы. Для детей в сентябре наступает время учёбы.

  • Слайд 12

    Смешение слов в несвойственном ему значении

    Они лежали на спине ничком Они лежали навзничь

  • Слайд 13

    Смешение синонимов

    Нужно ликвидировать пороки выпускаемой продукции. Нужно ликвидировать дефектывыпускаемой продукции.

  • Слайд 14

    Использование логически несовместимых понятий

    Природа в этом стихотворении наполнена олицетворениями. Стихотворение о природе наполнено олицетворениями.

  • Слайд 15

    Плеоназм-лишние слова, содержащие избыточную информацию

    Будущие перспективы Сувенир на память Период времени Негодовал от возмущения

  • Слайд 16

    Тавтология-родственные слова в пределах одного предложения

    Громко грохочет Следуетотметить следующее

  • Слайд 17

    Неоправданный пропуск слова

    Контролировать поведение нужно все время. Контролироватьсвое поведение нужно все время.

  • Слайд 18

    Неоправданное использование канцеляризмов

    В данном стихотворении вышеозначенные причины объясняют состояние человека.

  • Слайд 19

    Использование в одном контексте лексики разных стилей

    Эпитеты с официально-деловой лексикой, устаревшие слова, если они не нужны для исторической стилизации

  • Слайд 20

    Использование фразеологизмов с нарушением их состава.

    Постигла удача Львиная часть Постигла неудача Львиная доля

  • Слайд 21

    Внимание!

    Иногда фразеологизмы путают Нельзя говорить: играет значение Следует говорить: играет роль Нельзя говорить: повысить кругозор Следует говорить: расширить кругозор

  • Слайд 22

    Смешение паронимов

    Абонемент- Абонент Абонемент-документ, удостоверяющий личность; Абонент-человек, имеющий право пользования)

  • Слайд 23

    Адресат-Адресант Адресат (получатель письма) Адресант (отправитель письма)

  • Слайд 24

    Задание 3. Лексическое значение слова.

    3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПЛОД, -а, муж. 1. Часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена. Односемянный, многосемянный п. Сочные плоды (фрукты, ягоды). Сухие плоды (бобы, стручки, орехи, жёлуди). Зрелый, незрелый п. Съедобные плоды. 2. Организм человека (животного) в утробе матери (самки). Развитие плода. 3. перен., чего. Порождение, результат чего-н. Плоды размышлений. П. многолетнего труда. П. небрежности. Ответ: ___________________________.

  • Слайд 25

    Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

    5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения. Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач. ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников. Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня. В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

  • Слайд 26

    Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

    В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

  • Слайд 27

    Задание 24 Из предложений 13–15 выпишите синонимы (синонимическую пару)

    (13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные. – (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван. (15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

  • Слайд 28

    Задание 26. Средства художественной выразительности

    «Н.С. Лесков создаёт образ героя с помощью различных выразительных языковых средств. Автор предоставляет Селивану возможность высказаться, выразить своё представление о том, как следует поступать человеку. С этой целью писатель использует такую форму речи, как (А)_________ (предложения 18–23, 28–38). Чувства персонажей Н.С. Лескову помогают выразить синтаксическое средство – (Б)_________ (предложения 6, 36) и лексическое средство – (В)_________ (в предложении 13). О выражении благодарности по отношению к Селивану автор говорит, используя такое синтаксическое средство, как (Г)_________ (в предложениях 24, 26, 42)». Список терминов: 1) фразеологизм 2)восклицательные предложения 3) антонимы 4) цитирование 5) диалектизм 6) ряды однородных членов предложения 7) диалог 8) олицетворение 9)синонимы

  • Слайд 29

    Список терминов: 1) фразеологизм 2) восклицательные предложения 3) антонимы 4) цитирование 5) диалектизм 6) ряды однородных членов предложения 7) диалог 8) олицетворение 9) синонимы

  • Слайд 30

    «Переводчик»

    В миниатюре Л. Петрушевской замените придуманные слова словами с понятным лексическим значением Сяпалакалуша по напушке и увязила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!» Калушатаприсяпали и бутявкустрямкали. И подудонились. А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-тонекузявая!» Калушатабутявкувычучили. Бутявкавздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: «Бутявок не трямкают. Бутявкидюбые и зюмо-зюмонекузявые. От бутявокдудунятся». А бутявкаволит за напушкой: «Калушатаподудонились! Зюмонекузявые! Пуськибятые!»

  • Слайд 31

    Возможен вариант перевода

    Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:- Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка!Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.А курица говорит:- Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная!Цыплята божью коровку выплюнули.Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.А курица говорит цыплятам:- Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся.А божья коровка говорит за опушкой:- Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы!  

  • Слайд 32

    Паронимы

    Спишите с доски предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов. Это был умный, красивый, горделивый человек. Ты совершил поступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глиняная. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.

  • Слайд 33

    Спишите с доски предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов. Это был умный, красивый, гордый человек. Ты совершил проступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глинистая. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотного газа.

  • Слайд 34

    Распределите пары слов в таблице

    Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить (учебу), искус­ный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), доктор - врач, усвоить - освоить, горячий - жаркий, тру­долюбие - лень, край (обрыва) - край (область), невежа - невежда, взрослый - детский, глиняный - глинистый, дефект - недостаток, радость - грусть, ненастный - пасмурный, горн (музыкальный ин­струмент) - горн (в кузнице).

  • Слайд 35
  • Слайд 36

    Фразеологизмы

    Найдите пары фразеологизмов-антонимов. Укажите значения фразеологизмов.

  • Слайд 37

    Пары фразеологизмов-антонимов

    Голубая кровь сердце кровью обливается вставлять палки в колеса хоть пруд пруди Черная кость сердце обросло мохом дать зеленый свет. кот наплакал

  • Слайд 38
  • Слайд 39
  • Слайд 40
  • Слайд 41
  • Слайд 42
  • Слайд 43

    Домашнее задание

    Напишите сочинение-рассуждение на тему: Нужно ли учиться грамотно говорить?

  • Слайд 44

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке