Содержание
-
Обобщающий урокпо теме: «Лексика. Фразеология»6 класс
Подготовила: учитель русского языка Толстова Е.В.
-
Как вы понимаете высказывания о русском языке?
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи» Н.В. Гоголь.
-
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий, живой» Л.Н. Толстой.
-
«Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А.И. Куприн.
-
«… для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество слов и названий» К. Г. Паустовский.
-
Теоретический блок
Что изучает лексика? На какие группы делятся все слова языка? Какие группы необщеупотребительных слов вам известны? Приведите примеры.
-
Слова – пенсионеры и слова – младенцы. Дайте точное определение. Приведите примеры. Родные слова и усыновленные слова. Дайте точное определение. Приведите примеры. Что такое фразеологизмы. Приведите примеры.
-
Практическая часть
Замените каждое слово в предложении синонимом. Врач прописал пациенту пилюли. Разъяренная метель засыпала тропинки.
-
В пословицах найдите антонимы и определите, какие качества человека они называют 1. Мужественный пеняет на себя, малодушный - на товарища. 2.Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно. 3.Молод годами, да стар делами. 4.Язык длинный, а мысли короткие. 5.Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
-
Угадайте слово по толкованию его лексического значения. Слова запишите.
Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, Родине. Красная строка, отступ в начале строки.
-
Найдите в отрывке диалектное слово, по контексту определите, что оно означает
Шли без дорог, перебирались через сухие болота – мшары, где нога тонула по колено в коричневых мхах. (Пауст.) Деревья лежали поперек ручья, образуя лавы разной высоты, а высохшие ветки деревьев то касались воды, то повисали в воздухе, не доставая дна буерака. (Сол.) Еще в прогалинах кустов, где мы в ночном бывали, огнища наши от костров позаросли едва ли. (Тв.)
-
Прослушайте тексты, докажите, о какой профессии идёт речь, слова-доказательства выпишите в тетрадь.
-
Прочитайте синонимы к словам. Какое языковое явление они иллюстрируют?
Юноша – чувак, перец, крендель. Девушка – чувиха, чикса. Родители – старики, предки, черепа, родаки. Хорошо – клёво, класс, ништяк, чётко, отпад, гламурно.
-
Найдите устаревшие слова,дайте им толкование
На гостье был наряд простой:Покрытый синею китайкойШушун, кокошник золотойИ сарафан.
-
Как называются эти предметы? Какое название имеют такие слова?