Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация по русскому языку, призванная напомнить учащимся, что такое лексика, орфография и фразеология. Что изучают эти науки и какую роль играют в современном русском языке? На эти и другие вопросы автор дает ответы в своей работе.
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, устаревшие слова, неологизмы, профессиональные слова
Устойчивые сочетания слов с переносным значением
Слайд 5
Лексическая работа
Определите слова по их лексическому значению.
Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.
Повторение одинаковых или сходных звуков в слове, во фразе.
Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада.
Олицетворение
Аллитерация
Реферат
Слайд 6
Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?
Пессимистичный
Апатичный
Циничный
Аскетичный
Слайд 7
Определите, к каким лексическим группам относятся слова в данном тексте.
Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелеевны стоял в самом конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом крыты, блином подперты.
Я бросил березовую жердь на землю и присел на лавочку перед домом.
Как называется ваша деревня? – спросил я.
Чистый Дор.
Чего Чистый?
Дор.
А что такое – Чистый Дор?
Это, батюшка, деревня наша, – толковала Пантелеевна.
Слайд 8
Ответ:
Антонимы: рослый – маленький; впереди – в конце; раньше – потом
Синонимы: глядел – видел
Диалектизмы: дор
Слайд 9
Придумайте по два предложения с фразеологизмами:
1 вариант – с книжными по происхождению
2 вариант – с народными
Хорошо владеть пером – редкий дар. Нашим футболистам удалось одержать победу в важном матче.
На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Только что мы о нем говорили, а он легок на помине.
Слайд 10
Занимательная лингвистика
Какими частями речи могут быть слова мой, гол, стекло, сев?
Что означает выражение попасть впросак и каково его происхождение?
Составьте предложения с этими словами.
Слайд 11
Посмотреть все слайды
Конспект
МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна
Урок-путешествие
по русскому языку в 7 классе
«Обобщение по теме «Союз»
Учитель русского языка и литературы
Моисеенко Ирина Николаевна
Тип урока: повторительно-обобщающий
Задачи урока:
Обучающие:
повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.
совершенствовать умения и навыки:
обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать
определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.
Развивающие:
развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.
Воспитательные:
воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент.
— Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знает по теме «Союз».
2.Объявление темы урока, постановка цели.
I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.
— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка.
Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.
(слайд 3)
И первая остановка — ► деревня Теоретическая.(1) (слайд 4)
3. Фронтальный опрос. (слайд 5)
ТЕСТ
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2.Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….
7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….
8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....
9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений: (слайд 7)
�
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)
— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь. (слайд 8)
— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина. (слайд 9)
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)
— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)
— А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? ( С помощью союза И)
— Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)
► Прежде, чем мы продолжим путь, давайте запишем домашнее задание.
Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор, сочетания с союзами, а также предложения, с которыми вы сегодня работали и написать сочинение, которое можно начать словами: «Глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели» …»
(слайд 10)
(слайды 11 и 12 картинки Паровозика из Ромашкова + песенка Паровозика)
► Следующая станция «Весенняя». (3) (слайд 13)
─ Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с замечательной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на картине, как вы сами видите, изображена ранняя весна. (слайд 14)
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Работа с текстом.
Карточка № 1
Задание: Восстановите в данном тексте союзы.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Для справок: и, но, которые, что.
Проверка карточки № 1 – слайд 15
Карточка № 2
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Карточка № 3
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
►Веселая минутка.
─ Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим.
ШАРАДЫ.
1. Две ноты, союз, 2. Мой первый слог — на дереве.
Все вместе—игра , Второй мой слог — союз.
В которую любит А в целом я материя
Играть детвора. (До-ми-но) И на костюм гожусь. (Сук-но)
3. Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают нам вкусный плод
Южноамериканского растения. (а-на-нас)
— Здесь мы мечтали отдохнуть. Но не тут-то было! Лишь только мы прибыли в деревню, как нас окружили плачущие люди. (слайд 18) Они просили нашей помощи. Оказалось, они потеряли ключи грамотности и теперь говорят и пишут с ошибками. Вот такие стишки они сочиняли. (слайд 19)
1. Как-то рано поутру 2. Любит кины детвора,
С другом сели мы в метру. Если в кинах кенгура,
И поехали в метре Ходит-бродит по шоссу,
Фильм смотреть о кенгуре. Носит в сумке шимпанзу.
3. Кенгуру в кафу зашел 4. Вдруг огромный обезьян
Занял там свободный стол. Стал играть на фортепьян.
И сидит за доминой Тут и взрослый сняв пенсню
С шимпанзой и какадой. Хохотал на всю киню.
5. Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать
Будут польта выдавать.
► Следующая станция « Сортировочная» (4) (слайд 20)
Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.
1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
КЛЮЧ (слайд 22)
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы и союзные слова
1 И
2 ХОТЯ
3 НЕ ТОЛЬКО…, НО И
3 ЧТО
5 ОДНАКО
4 БУДТО
— Составьте схему последнего предложения.
III этап: На этом этапе работы проверяется умение учащихся использовать союзы в собственной речи.
► Следующая остановка « Творческая» (5)
а) Работа по развитию речи.
— Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее, богаче, но иногда мы допускаем ошибки. (слайд 24)
Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.
1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.
2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
КЛЮЧ (слайд 25)
1. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к родному краю.
2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.
3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
► б) Работа с разноуровневыми карточками.
— Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже, зато»
КАРТОЧКА № 1
Раскройте скобки.
Как (будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода.
(слайд 26)
КАРТОЧКА № 2
Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.
Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем.
Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.
КАРТОЧКА № 3
Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной.
► Итоги урока.
─ Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи. кроме того мы вспомнили тему «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато». А еще мы познакомились с удивительной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». (слайд 28 и 29)
► Выставление оценок.
Итак, друзья, пришла пора проститься…
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать.
Дополнительные задания.
Задание: вставьте союзы и определите их разряд.
Берегись бед, …. их нет.
Не мил свет,…..друга нет.
Дерево затем и посадили, …… есть плоды.
Сам погибай,….. товарища выручай.
Труд кормит,….. лень портит.
ТЕСТ.
1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
а) раздельно
б) слитно
2. Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.
а) раздельно
б) слитно
3. Мы то(же) собирали грибы.
а) раздельно
б) слитно
4. Я так(же), как все мальчишки, любил озорничать.
а) раздельно
б)слитно
5. Горька работа, за(то) хлеб сладок.
а) раздельно
б) слитно
�PAGE �
�PAGE �1�
МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна
Урок-путешествие
по русскому языку в 7 классе
«Обобщение по теме «Союз»
Учитель русского языка и литературы
Моисеенко Ирина Николаевна
Тип урока: повторительно-обобщающий
Задачи урока:
Обучающие:
повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.
совершенствовать умения и навыки:
обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать
определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.
Развивающие:
развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.
Воспитательные:
воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент.
— Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знает по теме «Союз».
2.Объявление темы урока, постановка цели.
I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.
— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка.
Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.
(слайд 3)
И первая остановка — ► деревня Теоретическая.(1) (слайд 4)
3. Фронтальный опрос. (слайд 5)
ТЕСТ
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2.Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….
7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….
8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....
9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений: (слайд 7)
�
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)
— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь. (слайд 8)
— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина. (слайд 9)
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)
— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)
— А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? ( С помощью союза И)
— Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)
► Прежде, чем мы продолжим путь, давайте запишем домашнее задание.
Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор, сочетания с союзами, а также предложения, с которыми вы сегодня работали и написать сочинение, которое можно начать словами: «Глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели» …»
(слайд 10)
(слайды 11 и 12 картинки Паровозика из Ромашкова + песенка Паровозика)
► Следующая станция «Весенняя». (3) (слайд 13)
─ Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с замечательной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на картине, как вы сами видите, изображена ранняя весна. (слайд 14)
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Работа с текстом.
Карточка № 1
Задание: Восстановите в данном тексте союзы.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Для справок: и, но, которые, что.
Проверка карточки № 1 – слайд 15
Карточка № 2
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Карточка № 3
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
►Веселая минутка.
─ Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим.
ШАРАДЫ.
1. Две ноты, союз, 2. Мой первый слог — на дереве.
Все вместе—игра , Второй мой слог — союз.
В которую любит А в целом я материя
Играть детвора. (До-ми-но) И на костюм гожусь. (Сук-но)
3. Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают нам вкусный плод
Южноамериканского растения. (а-на-нас)
— Здесь мы мечтали отдохнуть. Но не тут-то было! Лишь только мы прибыли в деревню, как нас окружили плачущие люди. (слайд 18) Они просили нашей помощи. Оказалось, они потеряли ключи грамотности и теперь говорят и пишут с ошибками. Вот такие стишки они сочиняли. (слайд 19)
1. Как-то рано поутру 2. Любит кины детвора,
С другом сели мы в метру. Если в кинах кенгура,
И поехали в метре Ходит-бродит по шоссу,
Фильм смотреть о кенгуре. Носит в сумке шимпанзу.
3. Кенгуру в кафу зашел 4. Вдруг огромный обезьян
Занял там свободный стол. Стал играть на фортепьян.
И сидит за доминой Тут и взрослый сняв пенсню
С шимпанзой и какадой. Хохотал на всю киню.
5. Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать
Будут польта выдавать.
► Следующая станция « Сортировочная» (4) (слайд 20)
Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.
1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
КЛЮЧ (слайд 22)
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы и союзные слова
1 И
2 ХОТЯ
3 НЕ ТОЛЬКО…, НО И
3 ЧТО
5 ОДНАКО
4 БУДТО
— Составьте схему последнего предложения.
III этап: На этом этапе работы проверяется умение учащихся использовать союзы в собственной речи.
► Следующая остановка « Творческая» (5)
а) Работа по развитию речи.
— Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее, богаче, но иногда мы допускаем ошибки. (слайд 24)
Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.
1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.
2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
КЛЮЧ (слайд 25)
1. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к родному краю.
2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.
3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
► б) Работа с разноуровневыми карточками.
— Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже, зато»
КАРТОЧКА № 1
Раскройте скобки.
Как (будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода.
(слайд 26)
КАРТОЧКА № 2
Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.
Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем.
Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.
КАРТОЧКА № 3
Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной.
► Итоги урока.
─ Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи. кроме того мы вспомнили тему «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато». А еще мы познакомились с удивительной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». (слайд 28 и 29)
► Выставление оценок.
Итак, друзья, пришла пора проститься…
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать.
Дополнительные задания.
Задание: вставьте союзы и определите их разряд.
Берегись бед, …. их нет.
Не мил свет,…..друга нет.
Дерево затем и посадили, …… есть плоды.
Сам погибай,….. товарища выручай.
Труд кормит,….. лень портит.
ТЕСТ.
1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
а) раздельно
б) слитно
2. Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.
а) раздельно
б) слитно
3. Мы то(же) собирали грибы.
а) раздельно
б) слитно
4. Я так(же), как все мальчишки, любил озорничать.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.