Презентация на тему "Лексика. Фразеология. Орфография" 9 класс

Презентация: Лексика. Фразеология. Орфография
Включить эффекты
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, призванная напомнить учащимся, что такое лексика, орфография и фразеология. Что изучают эти науки и какую роль играют в современном русском языке? На эти и другие вопросы автор дает ответы в своей работе.

Краткое содержание

  • Терминология
  • Характеристика вышеозначенных наук
  • Наглядные примеры

Содержание

  • Презентация: Лексика. Фразеология. Орфография
    Слайд 1

    Лексика.Фразеология.Орфография.

    Урок повторения в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

  • Слайд 2

    Цель

    Повторить пройденное по теме «Лексика и фразеология» в предыдущих классах

    Закрепить знания по теме

    Активизировать творческие способности учеников

  • Слайд 3

    Словарный диктант

    Беч…вка, дириж…р, облиц…вка, парч…вый, недоч…т, чащ…ба, ш…лковый, горяч…, бельч…нок, крыж…вник, ноч…вка, ш…рох, пальтец…, ш…роховатый, старич…к, реш…тка, трущ…ба, плеч…, ш…пот, кольц…вой, щ…тка, капюш…н; ч…раня ч…лка, ударить мяч…м, жж…ный сахар, ц…кот копыт, разгоряч…ный ж…кей, ож…говый центр, лиц…вой сч…т, говорить общ…, укрыть плащ…м, ч…порный человек смеш…н, солнце печ…т жгуч…

  • Слайд 4

    Повторение раздела «Лексика»

    Что изучает лексика?

    Каково самое общее деление слов по значению?

    Какие группы слов вам известны?

    Что такое фразеологизмы?

    Словарный состав языка

    Однозначные и многозначные

    Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, устаревшие слова, неологизмы, профессиональные слова

    Устойчивые сочетания слов с переносным значением

  • Слайд 5

    Лексическая работа

    Определите слова по их лексическому значению.

    Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.

    Повторение одинаковых или сходных звуков в слове, во фразе.

    Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада.

    Олицетворение

    Аллитерация

    Реферат

  • Слайд 6

    Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?

    • Пессимистичный
    • Апатичный
    • Циничный
    • Аскетичный
  • Слайд 7

    Определите, к каким лексическим группам относятся слова в данном тексте.

    Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелеевны стоял в самом конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом крыты, блином подперты.

    Я бросил березовую жердь на землю и присел на лавочку перед домом.

    Как называется ваша деревня? – спросил я.

    Чистый Дор.

    Чего Чистый?

    Дор.

    А что такое – Чистый Дор?

    Это, батюшка, деревня наша, – толковала Пантелеевна.

  • Слайд 8

    Ответ:

    Антонимы: рослый – маленький; впереди – в конце; раньше – потом

    Синонимы: глядел – видел

    Диалектизмы: дор

  • Слайд 9

    Придумайте по два предложения с фразеологизмами:

    1 вариант – с книжными по происхождению

    2 вариант – с народными

    Хорошо владеть пером – редкий дар. Нашим футболистам удалось одержать победу в важном матче.

    На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Только что мы о нем говорили, а он легок на помине.

  • Слайд 10

    Занимательная лингвистика

    Какими частями речи могут быть слова мой, гол, стекло, сев?

    Что означает выражение попасть впросак и каково его происхождение?

    Составьте предложения с этими словами.

  • Слайд 11
Посмотреть все слайды

Конспект

МОУ Бутаковская ООШ Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна

Урок-путешествие

по русскому языку в 7 классе

«Обобщение по теме «Союз»

Учитель русского языка и литературы

Моисеенко Ирина Николаевна

Тип урока: повторительно-обобщающий

Задачи урока:

Обучающие:

повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.

совершенствовать умения и навыки:

обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать

определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;

правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.

Развивающие:

развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.

Воспитательные:

воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент.

Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знает по теме «Союз».

2.Объявление темы урока, постановка цели.

I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.

— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка.

Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.

(слайд 3)

И первая остановка — ► деревня Теоретическая.(1) (слайд 4)

3. Фронтальный опрос. (слайд 5)

ТЕСТ

1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.

2.Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

6. Союзы связывают………………………………….

7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........

10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………

II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.

► Следующая остановка — «Литературная» (2) (слайд 6)

4. Слово учителя.

— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений: (слайд 7)

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)

— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь. (слайд 8)

— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина. (слайд 9)

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)

— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)

— А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? ( С помощью союза И)

Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)

Прежде, чем мы продолжим путь, давайте запишем домашнее задание.

Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор, сочетания с союзами, а также предложения, с которыми вы сегодня работали и написать сочинение, которое можно начать словами: «Глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели» …»

(слайд 10)

(слайды 11 и 12 картинки Паровозика из Ромашкова + песенка Паровозика)

► Следующая станция «Весенняя». (3) (слайд 13)

─ Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с замечательной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на картине, как вы сами видите, изображена ранняя весна. (слайд 14)

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Работа с текстом.

Карточка № 1

Задание: Восстановите в данном тексте союзы.

А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

Для справок: и, но, которые, что.

Проверка карточки № 1 – слайд 15

Карточка № 2

Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.

А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

Карточка № 3

Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.

А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

►Веселая минутка.

─ Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим.

ШАРАДЫ.

1. Две ноты, союз, 2. Мой первый слог — на дереве.

Все вместе—игра , Второй мой слог — союз.

В которую любит А в целом я материя

Играть детвора. (До-ми-но) И на костюм гожусь. (Сук-но)

3. Союз, предлог и падежная форма

Личного местоимения

Дают нам вкусный плод

Южноамериканского растения. (а-на-нас)

— Здесь мы мечтали отдохнуть. Но не тут-то было! Лишь только мы прибыли в деревню, как нас окружили плачущие люди. (слайд 18) Они просили нашей помощи. Оказалось, они потеряли ключи грамотности и теперь говорят и пишут с ошибками. Вот такие стишки они сочиняли. (слайд 19)

1. Как-то рано поутру 2. Любит кины детвора,

С другом сели мы в метру. Если в кинах кенгура,

И поехали в метре Ходит-бродит по шоссу,

Фильм смотреть о кенгуре. Носит в сумке шимпанзу.

3. Кенгуру в кафу зашел 4. Вдруг огромный обезьян

Занял там свободный стол. Стал играть на фортепьян.

И сидит за доминой Тут и взрослый сняв пенсню

С шимпанзой и какадой. Хохотал на всю киню.

5. Интересное кино.

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать

Будут польта выдавать.

Следующая станция « Сортировочная» (4) (слайд 20)

Выборочно-распределительный диктант—цифровой.

(цель: закрепить умение определять разряды союзов) (слайд 21)

Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.

1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.

КЛЮЧ (слайд 22)

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы и союзные слова

1 И

2 ХОТЯ

3 НЕ ТОЛЬКО…, НО И

3 ЧТО

5 ОДНАКО

4 БУДТО

— Составьте схему последнего предложения.

III этап: На этом этапе работы проверяется умение учащихся использовать союзы в собственной речи.

► Следующая остановка « Творческая» (5)

а) Работа по развитию речи.

— Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее, богаче, но иногда мы допускаем ошибки. (слайд 24)

Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.

1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.

2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.

КЛЮЧ (слайд 25)

1. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к родному краю.

2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.

3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.

б) Работа с разноуровневыми карточками.

— Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже, зато»

КАРТОЧКА № 1

Раскройте скобки.

Как (будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода.

(слайд 26)

КАРТОЧКА № 2

Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.

Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем.

Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.

КАРТОЧКА № 3

Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

Пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной.

► Итоги урока.

Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи. кроме того мы вспомнили тему «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато». А еще мы познакомились с удивительной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». (слайд 28 и 29)

► Выставление оценок.

Итак, друзья, пришла пора проститься…

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать.

Дополнительные задания.

Задание: вставьте союзы и определите их разряд.

Берегись бед, …. их нет.

Не мил свет,…..друга нет.

Дерево затем и посадили, …… есть плоды.

Сам погибай,….. товарища выручай.

Труд кормит,….. лень портит.

ТЕСТ.

1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

а) раздельно

б) слитно

2. Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

а) раздельно

б) слитно

3. Мы то(же) собирали грибы.

а) раздельно

б) слитно

4. Я так(же), как все мальчишки, любил озорничать.

а) раздельно

б)слитно

5. Горька работа, за(то) хлеб сладок.

а) раздельно

б) слитно

image1.pngimage2.pngimage3.pngimage4.pngimage5.pngimage6.png

�PAGE � �PAGE �1�

image7.png

МОУ Бутаковская ООШ Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна

Урок-путешествие

по русскому языку в 7 классе

«Обобщение по теме «Союз»

Учитель русского языка и литературы

Моисеенко Ирина Николаевна

Тип урока: повторительно-обобщающий

Задачи урока:

Обучающие:

повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.

совершенствовать умения и навыки:

обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать

определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;

правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.

Развивающие:

развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.

Воспитательные:

воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент.

Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знает по теме «Союз».

2.Объявление темы урока, постановка цели.

I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.

— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка.

Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.

(слайд 3)

И первая остановка — ► деревня Теоретическая.(1) (слайд 4)

3. Фронтальный опрос. (слайд 5)

ТЕСТ

1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.

2.Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

6. Союзы связывают………………………………….

7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........

10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………

II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.

► Следующая остановка — «Литературная» (2) (слайд 6)

4. Слово учителя.

— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений: (слайд 7)

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)

— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь. (слайд 8)

— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина. (слайд 9)

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)

— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)

— А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? ( С помощью союза И)

Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)

Прежде, чем мы продолжим путь, давайте запишем домашнее задание.

Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор, сочетания с союзами, а также предложения, с которыми вы сегодня работали и написать сочинение, которое можно начать словами: «Глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели» …»

(слайд 10)

(слайды 11 и 12 картинки Паровозика из Ромашкова + песенка Паровозика)

► Следующая станция «Весенняя». (3) (слайд 13)

─ Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с замечательной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на картине, как вы сами видите, изображена ранняя весна. (слайд 14)

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Работа с текстом.

Карточка № 1

Задание: Восстановите в данном тексте союзы.

А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

Для справок: и, но, которые, что.

Проверка карточки № 1 – слайд 15

Карточка № 2

Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.

А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

Карточка № 3

Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.

А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.

Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.

►Веселая минутка.

─ Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим.

ШАРАДЫ.

1. Две ноты, союз, 2. Мой первый слог — на дереве.

Все вместе—игра , Второй мой слог — союз.

В которую любит А в целом я материя

Играть детвора. (До-ми-но) И на костюм гожусь. (Сук-но)

3. Союз, предлог и падежная форма

Личного местоимения

Дают нам вкусный плод

Южноамериканского растения. (а-на-нас)

— Здесь мы мечтали отдохнуть. Но не тут-то было! Лишь только мы прибыли в деревню, как нас окружили плачущие люди. (слайд 18) Они просили нашей помощи. Оказалось, они потеряли ключи грамотности и теперь говорят и пишут с ошибками. Вот такие стишки они сочиняли. (слайд 19)

1. Как-то рано поутру 2. Любит кины детвора,

С другом сели мы в метру. Если в кинах кенгура,

И поехали в метре Ходит-бродит по шоссу,

Фильм смотреть о кенгуре. Носит в сумке шимпанзу.

3. Кенгуру в кафу зашел 4. Вдруг огромный обезьян

Занял там свободный стол. Стал играть на фортепьян.

И сидит за доминой Тут и взрослый сняв пенсню

С шимпанзой и какадой. Хохотал на всю киню.

5. Интересное кино.

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать

Будут польта выдавать.

Следующая станция « Сортировочная» (4) (слайд 20)

Выборочно-распределительный диктант—цифровой.

(цель: закрепить умение определять разряды союзов) (слайд 21)

Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.

1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.

КЛЮЧ (слайд 22)

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы и союзные слова

1 И

2 ХОТЯ

3 НЕ ТОЛЬКО…, НО И

3 ЧТО

5 ОДНАКО

4 БУДТО

— Составьте схему последнего предложения.

III этап: На этом этапе работы проверяется умение учащихся использовать союзы в собственной речи.

► Следующая остановка « Творческая» (5)

а) Работа по развитию речи.

— Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее, богаче, но иногда мы допускаем ошибки. (слайд 24)

Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.

1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.

2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.

КЛЮЧ (слайд 25)

1. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к родному краю.

2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.

3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.

б) Работа с разноуровневыми карточками.

— Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже, зато»

КАРТОЧКА № 1

Раскройте скобки.

Как (будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода.

(слайд 26)

КАРТОЧКА № 2

Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.

Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем.

Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.

КАРТОЧКА № 3

Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.

Пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной.

► Итоги урока.

Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи. кроме того мы вспомнили тему «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато». А еще мы познакомились с удивительной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». (слайд 28 и 29)

► Выставление оценок.

Итак, друзья, пришла пора проститься…

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать.

Дополнительные задания.

Задание: вставьте союзы и определите их разряд.

Берегись бед, …. их нет.

Не мил свет,…..друга нет.

Дерево затем и посадили, …… есть плоды.

Сам погибай,….. товарища выручай.

Труд кормит,….. лень портит.

ТЕСТ.

1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

а) раздельно

б) слитно

2. Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

а) раздельно

б) слитно

3. Мы то(же) собирали грибы.

а) раздельно

б) слитно

4. Я так(же), как все мальчишки, любил озорничать.

а) раздельно

б)слитно

5. Горька работа, за(то) хлеб сладок.

а) раздельно

б) слитно

image1.pngimage2.pngimage3.pngimage4.pngimage5.pngimage6.png

�PAGE � �PAGE �1�

image7.png

Скачать конспект

Сообщить об ошибке