Содержание
-
ОСНОВНЫЕЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ,ОМОНИМЫ)
-
Какие слова называются синонимами? Что такое доминанта синонимического ряда?
Синонимический ряд – это синонимы, объединенные общим значением и расположенные в определенном порядке. Общее значение ряда синонимов наиболее ярко выражено стержневым словом, или доминантой. Доминанта начинает синонимический ряд и обычно является стилистически нейтральным словом. Например: жилище – обиталище, берлога, логово; хороший – отличный – прекрасный – превосходный – великолепный.
-
В чем различие между языковыми и контекстуальнымисинонимами (антонимами)?
Контекстуальными синонимами называют слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте. Например: Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его. (И.Гончаров); ...А по вечерам вступал он в очаровательный, пахучий, светлый мир, весь населенный молодыми веселыми лицами. (И.Тургенев) Вне контекста подобные слова синонимами не являются. Контекстуальные антонимы – это слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте. Например: Погнался за крохою – потерял ломоть (поговорка).)
-
Что такое омонимы? Каковы способы разграничения многозначности и омонимии?
Омонимия и многозначность – это смежные явления, поэтому иногда бывает достаточно сложно провести между ними четкую границу. Существует несколько способов разграничения омонимов и многозначных слов.
-
Лексический способ основан на выявлении синонимов: синонимы, подбираемые к значениям многозначного слова, входят в один синонимический ряд, омонимы же имеют различные синонимы, например:
-
Морфологический способ основан на сопоставлении производных слов и словоформ, например: Такт (ритм) : тактовый, тактный, тактировать. Такт (чувство меры) : тактичный, тактичность, бестактный. Поскольку от этих слов образуются разные производные слова, делаем вывод, что перед нами омонимы. Хлеб (злак) : хлебные всходы. Хлеб (продукт) : хлебный запах. Так как производные слова совпадают, перед нами разные значения одного и того же слова.)
-
УПРАЖНЕНИЯ
-
Даны четыре слова: А, В, С и D. Известно, что слова А и В – синонимы, А и С – антонимы, В и D – антонимы. В каких отношениях находятся слова С и D? Проиллюстрируйте задачу примерами Ответ: слова С и D – синонимы. Например: А – маленький, В – крохотный, С – большой, D – огромный
-
2. Определите слова по их описанию 1) В одном значении синоним слова изъян, в другом – синоним слова дефицит. 2) Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначающего большое количество. 3) В одном значении синоним слова уникальный, в другом – антоним слова густой. 4) В одном значении антоним слова тесный, в другом – синоним слова размашистый. 5) Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя. 6) Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи. 7) Синоним слова лес и омоним слова, обозначающего сверло, бурав. 8) Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке. 9) Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву. Ответ: 1) недостаток; 2) тьма; 3) редкий; 4) широкий; 5) ласка; 6) наречие; 7) бор; 8) рукав; 9) ствол.
-
3. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду. Обоснуйте ответ 1) Писать, выводить, выписывать, создавать, строчить. 2) Колебание, колыхание, сомнение, нерешительность, неуверенность. 3) Опомниться, очнуться, образумиться, очухаться, очувствоваться. Ответ: «лишние» слова своими лексическими значениями отличаются от остальных слов синонимического ряда. 1) Общее значение – ‘изображать какие-либо знаки’. Создавать – ‘создавать произведение’, ‘сочинять’ и т.д. 2) Общее значение – ‘сомнение, неуверенность в чем-либо’. Колыхание – ‘колебательное движение’. 3) Общее значение – ‘прийти в сознание’. Образумиться – ‘стать благоразумным’.
-
4. Приведите примеры антонимов, обозначающих: 1) противоположные качества, свойства; 2) противоположную направленность действия; 3) противоположные пространственные отношения; 4) противоположные временные отношения. Ответ: 1) твердый – мягкий, сильный – слабый, живой – мертвый и т.д.; 2) включать – выключать, поднимать – опускать, приходить – уходить и т.д.; 3) вверх – вниз, далеко – близко и т.д.; 4) день – ночь, рано – поздно и т.д.
-
5. Подберите не менее двух антонимов к приведенным словам. 1) Радоваться; 2) друг; 3) истина; 4) начинать; 5) свет (однокоренное слово – светить).
-
6. Найдите пропущенное слово 1) Чашка, посуда, тарелка; ситец, ?, шелк; стол, мебель, диван. 2) Горячий, теплый, холодный; огромный, большой, крохотный; ?, полный, худой. 3) Зеленый, ?; красный, малиновый; синий, васильковый; желтый, лимонный. 4) Копать, резать, лопата, ножницы; фотографировать, игла, ?, шить. 5) Растение, оружие, лук; животное, нежность, ласка; сушка, руль, ?. Ответ: 1) ткань; 2) толстый; 3) салатный; 4) фотоаппарат; 5) баранка.
-
7. Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение 1) Палец – перст = Лоб – ? 2) Живой – мертвый = Восторгаться – ? 3) Брег – берег = Прах – ? 4) Вседневно – всегда = Зело – ? 5) Закат – рассвет = Добродетель – ? 6) Молодой – старый = Эгоист – ? 7) Обоняние – обаяние = Дипломат – ? 8) Биться – хрупкий = Пачкаться – ? 9) Засучив рукава – спустя рукава = Заваривать кашу – ? Ответ: 1) чело; 2) негодовать; 3) порох; 4) очень; 5) порок; 6) альтруист; 7) дипломант; 8) маркий; 9) расхлебывать кашу.
-
8. Какая из трех приведенных карточек содержит только одно имя существительное? Обоснуйте ответ 1. осажденный замок, амбарный замок 2. кукурузное поле, футбольное поле 3. кузнечный мех, лисий мех Ответ: карточка 2 содержит одно многозначное имя существительное поле. На карточках 1 и 3 записаны омонимы, то есть разные слова.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.