Содержание
-
ЛЕКЦИЯ 1ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ , ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ
-
ЛИТЕРАТУРА:
-
(язык, языковые единицы, фонетика, фонетические единицы, палеофонетика, лингвистика, сегментарный и суперсегментарный уровни)
-
Из истории
Конец 18 в. Краценштейн = акустическая теория гласных 19 век – исследования в области физиологии и анатомии звукообразования 1876 г. – Зиверс обосновывает лингвистическое учение о звуковой стороне языка
-
Речевой аппарат
-
Понятие теоретической фонетики
Теоретическая фонетика – наука, изучающая звуки человеческой речи, условия их образования и их роль в оформлении и передаче человеческой мысли. Предмет ТФ – звуковые средства языка во всех их проявлениях и их функции.
-
аспекты теоретической фонетики : - функциональный -артикуляторный -акустический -перцептивный
-
Выделяют общую и частную фонетику Общая изучает условия звукообразования в зависимости от произносительного аппарата, анализирует особенности звуковых единиц. Отсюда строится универсальная классификация звуков. Изучаются особенности слогообразования, интонации, ударения во всех языках.
-
Частная фонетика изучает все это применительно к отдельному языку.
-
Разделы фонетики
Историческая фонетика рассматривает звуковые явления языка в процессе его развития. Физиологическая фонетика изучает образование звуков и их акустические свойства. Сравнительная фонетика изучает отношение звуковых систем разных языков. Экспериментальная фонетика исследует образование звуков лабораторным путем при помощи приборов и экспериментов Функциональная фонетика изучает звуковую сторону языка с точки зрения функции служить человеческой речи
-
Все языковые единицы – система Нижний уровень –фонетический Высший семантический
-
Фонетика – наука о звуковых средствах языка или о нижайших языковых уровнях. У фонетики особый статус. Фонетические единицы не имеют НИКАКОГО значения: ни грамматического, ни синтаксического, ни лексического…
-
Но без них невозможна реализация других единиц более высокого уровня
-
Более того, фонетические единицы – «кирпичики» звучащей речи
-
Но и внутри «кирпичиков» есть уровни: Сегментарный: Фонема, слог Суперсегментарный: Морфема, слово, предложение, текст
-
Теоретическая фонетика изучает фонетические явления синхронно без специального внимания к историческому развитию английского языка
-
Основная функция языковой единицы – образовывать и различать значимые единицы. Но это правило «не работает» в фонетике. Для лингвиста-теоретика достаточно ограничиться функциональными свойствами единиц (этот раздел называется фонологией), ему практическая фонетика м.б. лишней, а для учителя ИЯ необходимо знание итеории и практики!
-
Звуковая форма языка – важнейшая форма его существования, естественная, первичная
-
Из палеофонетики (детская фонетика) известно, что способность к членораздельной речи развивается параллельно со способностью к мыслительной деятельности
-
А - гласные основного треугольника ТОЛЬКО когда мозг практически равен объему мозга современного И У человека (бедный Маугли!)
-
Есть универсальные свойства звучащей речи, а есть конкретные особенности той звуковой системы, которой пользуется человек
-
Речь – результат очень сложной серии событий: - психологическийакт
-
Доказательство – от теории органной трубы к нейрохроностической теории звука (ПаульЮссон, 40 гг. ХХ века)
-
Физический уровень речи – движение воздуха, что создает акустический эффект
-
Речь – это акт передачи и получения информации
-
Процесс порождения-восприятия речи
-
Звучащая речь всегда имеет лингвистический смысл
-
Область фонетики, которая изучает лингвистическую функцию согласных и гласных, слоговую структуру, ударение, темп, высоту тона, интонацию называется фонологией
-
В каждой области фонетики свои методы изучения, f.e. инструментальные машины, механизмы, записывающие устройства, спектограф, интонограф и др.
-
Фонетисты не только описывают и классифицируют фонетические материал. Они интересуются, каким образом звуковые явления языка функционируют в языке и какую роль они играют в смысловом поле языка.
-
Фонетика «реализуется» в общении. Но общение всегда носит социальный характер. Отсюда фонетика оказалась на стыке различных наук. В последнее время доминирует социолингвистика.
-
А еще есть психолингвистика (например, фонетика возраста). Математическая лингвистика…
-
Экстралингвистические факторы, влияющие на звучащую речь: - цель высказывания -участники -окружающая обстановка -отношение говорящего -форма коммуникации -степень формальности -степень спонтанности - индивидуальные особенности говорящего - социальное происхождение -уровень образованности -пол -возраст -стиль
-
Таким образом, теоретическая фонетика ( в частности, английского языка) – сложная,малоисследованная область знания
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.