Содержание
-
«Роль фонематического восприятия в подготовке дошкольников к обучению грамоте».
Учителя-логопеды МБДОУ №141 Кокорина Анна Николаевна, Васильева Елена Николаевна
-
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
-
Задачи:
Выяснить , что такое фонематических слух, фонематическое восприятие (Ф.В.), степень влияния недоразвития Ф.В. на развитие детей. Раскрыть роль фонематических процессов в общем развитии детей, в подготовке их к обучению грамоте, а также в овладении ими правильным звукопроизношением. Познакомить с этапами развития фонематического восприятия у дошкольников пополнить копилку дидактических игр и приемов развития Ф.В. у дошкольников в соответствии с возрастом детей и этапом развития Ф.В.
-
"Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания обучения грамоте.“ К.Д.Ушинский
-
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: обучением грамоте: навыками звукового анализа и синтеза, чтением, письмом. грамматическим строем связной речью пониманием речи окружающих правильной артикуляцией словарным запасом
-
Виды ошибок при чтении и письме
-
Л.С. Выготскийвыдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии
ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ– закон восприятия звучащей стороны речи доказал, что единицей развития детской речи является фонема
-
Фонематический слух -
это способность слышать человеческую речь. это способность воспринимать звучащее слово как единство отдельных его компонентов (звуков и слогов). Это способность воспринимать любые звуки окружающей среды.
-
Фонематическое восприятие
Включает в себя понятие звуковой культуры речи Является частью звуковой культуры речи Не имеет отношение к звуковой культуре речи
-
Развитие фонематических процессов включает в себя развитие следующих умений:
услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов, слов разделять слова на звуки объединять отдельные звуки в слоги и слова обозначать звук буквой сопоставлять слова, различающиеся одним звуком (Найдите лишний вариант)
-
Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установлению звуковой структуры слова.
-
Звуковой анализ - расчленение слова на составные элементы (звуки, фонемы), установление их количества и последовательности сочетания звуковых элементов в единое целое. Звуковой синтез-
-
Возрастные нормы развития фонематического слуха
Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.
-
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
-
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. На пятом годуформируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
-
Этапы работы по формированию и развитию фонематического восприятия 1 этап - узнавание неречевых звуков. 2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. 3 этап - различение слов, близких по звуковом составу. 4 этап - дифференциация слогов. 5 этап - дифференциация фонем. 6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
-
1 этап - узнавание неречевых звуков. упражнения включают задания на распознание: звучащих инструментов; звучащих предметов; действий предметов.
-
«Слухачи» «Угадай на чем играю» «Угадай, что звучало?» «Солнце или дождик?» «Где позвонили?» «Шумящие коробочки» «Быстро – медленно» «Тихо – громко» ИГРЫ
-
« Узнай по голосу» «Три медведя» «Кто кричит?». «Далеко или близко». 2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
-
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
Правильно-неправильно Так бывает или нет? Самый внимательный. Разложи картинки Рифмы
-
4 этап - дифференциация слогов.
Слоговые цепочки Нажми на слог Назови лишний слог Попугайчики Одинаковые или разные
-
5 этап - дифференциация фонем.
Молоточки. Поймай звук Паровозик. Маяк
-
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
– это фундамент, который позволяет ребенку успешно овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать.
-
Основной принцип подготовки к О.Г. – от звука к букве. Прежде чем познакомить ребенка с буквой, необходимо научить его слышать звук, который обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. Именно поэтому логопеды не рекомендуют учить детей чтению, если они плохо выговаривают звуки. Только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.
-
На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, следует называть звук, который она обозначает. Такой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением. Только после усвоения ребенком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв. Татьяна Александровна Ткаченко: «Правильное называние букв (коротко, без добавления гласных) способствует слитному, плавному, послоговому чтению». Нищева Наталия Валентиновна: «Согласные буквы называйте не так, как вы привыкли их называть («бэ», «эр», «ша» и др.), а только звуками, которые эти буквы обозначают, так ребенок скорее овладеет навком слияния звуков (букв) в слоги».
-
Последовательность работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза. -определение количества слогов в словах разной сложности; - анализ и синтез слияний гласных звуков ау, уа, иа; - выделение начальных ударных гласных зв. из слов. - выделение начальных безударных гласных из слов. - выделение конечных согласных из слов. - анализ и синтез закрытых, открытых слогов. - выделение начальных согласных из слов. - определение места любого заданного звука в слове. - полный звуковой анализ слов (количество, последовательность, характеристика звука) - творческие задания.
-
Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.
-
Развивая фонематический слух, вы облегчаете ребенку процесс освоения чтения и письма.
-
С П А С И Б О за внимание !
Желаем успехов !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.